?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжка про муми-троллей, прочитанная в первом классе, меня пленила. Но «Хоббит», подсунутый восхищенными доброжелателями в студенческую пору, оставил вполне равнодушной. Так что нынешнее повальное увлечение фэнтези я наблюдаю со стороны, как врач – болезнь :)


Едва ли можно считать Дж. Р. Р. Толкина родоначальником жанра. Гомер, которого иногда указывают в этом качестве, тоже не годится – его современники наверняка воспринимали его поэмы как чистейший реализм. А вот «Сон в летнюю ночь» уже удовлетворяет всем критериям. Сам же Толкин своей «гоголевской шинелью» называл «Дом вольфингов» (1889) и другие подобные творения Уильяма Морриса.

Беспрецедентный взлет читательского интереса к произведениям такого рода в конце 20-го века заслуживает внимания социологов. Агрессивная реклама и кинопостановки сыграли, конечно, свою роль, но вряд ли это единственные причины.

Простое объяснение – удлинение периода детства у каждого нового поколения, вызванное необходимостью усваивать все больший объем знаний, накопленных человечеством. Сравнение фэнтези с научной фантастикой выявляет разочарование в техногенном прогрессе и страх перед будущим. А что еще здесь кроется, как по-вашему?



«Сон в летнюю ночь» в замечательной постановке Макса Рейнхардта

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

diejacobsleiter
Sep. 1st, 2016 03:44 pm (UTC)
А разве Шекспир не был в свое время коммерческим автором? Если нет, вряд ли бы его пьесы дошли до нас ;)

"Я пишу для себя, а печатаю для денег" - эта пушкинская формула четко разделяет сочинительство и маркетинг, которые хороши только каждый на своем месте. Коммерческий автор - не тот, кто заработал на сочинительстве, а тот, у которого маркетинг диктует способ сочинения.

Массовые жанры как раз наиболее показательны социологически. - Да, наверное, но примесь фальши, которая в них есть, делает их ненадежными свидетелями вообще чего-либо, даже социологических явлений. Но я могу и ошибаться.
egovoru
Sep. 1st, 2016 11:34 pm (UTC)
"тот, у которого маркетинг диктует способ сочинения"

А Вы думаете, Толкин относится именно к этой категории? Я совсем плохо знакома с его биографией (хотя ссылка из поста ведет как раз на нее), но мне сдается, что он писал все это по зову сердца ;)
diejacobsleiter
Sep. 1st, 2016 11:47 pm (UTC)
Нет-нет, про него я этого не думаю. Я не поклонник, но там все сделано честно.

В его время не было рынка фэнтези. Впрочем, наличие рынка не означает, что все пишущие в этом жанре пишут из личных коммерческих побуждений.

А когда рынок сложился - тут коммерческий момент уже встроен в жанр: я могу быть лично честен и бескорыстен, но работа по законам популярного жанра делает меня коммерсантом. Так что мое личное бескорыстие в этом случае было бы чистой глупостью и оксюмороном: как бизнесмен, не желающий получать прибыль.
egovoru
Sep. 2nd, 2016 12:18 am (UTC)
Да, мне тоже кажется вероятным этот сценарий: некая "для себя" написанная книжка неожиданно задевает какие-то струны в душе массового читателя и производит бум в книгопродаже, и тогда множество коммерческих писателей пытаются повторить ее успех, создавая таким образом новый популярный жанр ;)