?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжка про муми-троллей, прочитанная в первом классе, меня пленила. Но «Хоббит», подсунутый восхищенными доброжелателями в студенческую пору, оставил вполне равнодушной. Так что нынешнее повальное увлечение фэнтези я наблюдаю со стороны, как врач – болезнь :)


Едва ли можно считать Дж. Р. Р. Толкина родоначальником жанра. Гомер, которого иногда указывают в этом качестве, тоже не годится – его современники наверняка воспринимали его поэмы как чистейший реализм. А вот «Сон в летнюю ночь» уже удовлетворяет всем критериям. Сам же Толкин своей «гоголевской шинелью» называл «Дом вольфингов» (1889) и другие подобные творения Уильяма Морриса.

Беспрецедентный взлет читательского интереса к произведениям такого рода в конце 20-го века заслуживает внимания социологов. Агрессивная реклама и кинопостановки сыграли, конечно, свою роль, но вряд ли это единственные причины.

Простое объяснение – удлинение периода детства у каждого нового поколения, вызванное необходимостью усваивать все больший объем знаний, накопленных человечеством. Сравнение фэнтези с научной фантастикой выявляет разочарование в техногенном прогрессе и страх перед будущим. А что еще здесь кроется, как по-вашему?



«Сон в летнюю ночь» в замечательной постановке Макса Рейнхардта

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

alex_new_york
Sep. 1st, 2016 04:17 pm (UTC)
Мне кажется, причина - в том, что основная часть человеческой культуры формировалась в древнем патриархальном обществе, очень сильно отличавшемся от современного, что все чаще приводит современного человека к глубокому внутреннему когнитивному конфликту. И если чтение старинных романов лишь усиливает ощущение этой культурной пропасти и этого конфликта, то жанр фэнтези строит над этой пропастью нечто вроде моста, объединяя современную экзистенциальность и ее древние культурные корни в нечто единое, хотя и откровенно искусственное.

Edited at 2016-09-01 05:32 pm (UTC)
egovoru
Sep. 2nd, 2016 12:08 am (UTC)
"объединяя современную экзистенциальность и ее древние культурные корни"

А что такое "современная экзистенциальность"?
alex_new_york
Sep. 2nd, 2016 12:57 am (UTC)
Современный способ существования, когда этика и философия - средневековые, а технологии - космические :)

Edited at 2016-09-02 12:58 am (UTC)
egovoru
Sep. 2nd, 2016 10:37 am (UTC)
А какие этика и философия, по-Вашему, соответствовала бы космическим технологиям?
alex_new_york
Sep. 2nd, 2016 12:01 pm (UTC)
Отказ от идеологического образа мышления, при котором ответы на вопросы идут впереди необходимого для этих ответов знания. Культивироваться должны не параноидальные коллективные идеи-поветрия об априорном превосходстве чего-то или кого-то над чем-то или кем-то, а серьезные ответственные и непредвзятые исследования важных для человечества вопросов. И спокойная зрелая готовность к неожиданным ответам.

Пока что этого нет: человечество пугается собственных независимых мыслей и неожиданных ответов. И сбивается в огромные средневековые толпы приверженцев той или иной идеологии, держащихся за нее, как за спасательный круг.
egovoru
Sep. 3rd, 2016 12:19 pm (UTC)
"при котором ответы на вопросы идут впереди необходимого для этих ответов знания"

Наша склонность пользоваться стереотипами - важное приспособление, не случайно отобранное отбором. Мышление - процесс медленный и ресурсоемкий; невозможно тщательно обдумывать каждую жизненную ситуацию - тех, кто дак делал, давно съел крокодил :(

Наверное, более реалистично надеяться на замену старых стереотипов новыми, более соответствующими изменившейся социальной реальности?
alex_new_york
Sep. 3rd, 2016 01:10 pm (UTC)
Для средневековья стереотипы - вполне полезная вещь: когда ничего не знаешь, надо просто жить как жили поколения твоих предков. Глядишь, и тебя Бог убережет от чумы, неурожая и обвинений в колдовстве.

Но если следовать стереотипам, когда вводишь в эксплуатацию новый атомный реактор, случается Чернобыль.
egovoru
Sep. 3rd, 2016 02:50 pm (UTC)
А Вы полагаете, можно обойтись вообще без стереотипов? Я в этом совневаюсь.
(no subject) - alex_new_york - Sep. 3rd, 2016 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 13th, 2016 02:11 pm (UTC) - Expand
наклеивать этикетки - noname_rambler - Nov. 13th, 2016 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 13th, 2016 02:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 13th, 2016 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 13th, 2016 03:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 13th, 2016 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 13th, 2016 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 14th, 2016 05:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2016 01:44 pm (UTC) - Expand
egovoru
May. 27th, 2017 03:38 pm (UTC)
Автор вот этой статьи высказывает такую интересную мысль о причине взлета популярности фэнтези и упадка популярности научной фантастики:

"Разница между этими двумя ветвями эскапизма не сводится к тому, что в первой преобладает наука, а во второй — магия. Куда существеннее, что фантастика обращена лицом в будущее, тогда как фэнтези — обычно в прошлое, как правило, в модифицированное средневековье. В какой-то момент читательская масса решила для себя, что заглядывать в будущее бесполезно и опасно, — и этот поворот в общественном сознании знаменательнее, чем все прогнозы политологов."

Что скажете?
alex_new_york
May. 27th, 2017 04:54 pm (UTC)
Не очень понятно только, почему в таком случае фэнтези, а не старинные романы
egovoru
May. 27th, 2017 05:19 pm (UTC)
Пожалуй. Тем не менее, какое-то рациональное зерно в этой мысли есть - вот в этом контексте. А?
alex_new_york
May. 27th, 2017 07:19 pm (UTC)
Да, футуристические восторги уступают место апокалиптическим темам, и люди все чаще обращают взгляд в прошлое. Но не вполне согласен с тем, что этот взгляд ностальгичен. Мне кажется, что он скорее задумчив. Сцен золотого века в жанре фэнтези не так уж и много, там гораздо больше интриг, войн, конфликтов. Такое ощущение, что, обжегшись на молоке строительства светлого будущего, люди пытаются понять, какие важные моменты, общие для всех человеческих сообществ, они не до конца осознали. И используют жанр фэнтези как полигон для анализа поведения людей в самых разных ситуациях.

Edited at 2017-05-27 07:20 pm (UTC)
egovoru
May. 27th, 2017 07:47 pm (UTC)
"люди пытаются понять, какие важные моменты, общие для всех человеческих сообществ, они не до конца осознали"

Да, похоже на то: ведь фэнтези - это не просто прошлое, а альтернативное прошлое.
egovoru
Aug. 15th, 2018 12:24 pm (UTC)
"причина - в том, что основная часть человеческой культуры формировалась в древнем патриархальном обществе"

А вот еще один френд называет такую возможную причину. На мой взгляд, в его словах что-то есть. А Вы что скажете?
alex_new_york
Aug. 15th, 2018 01:19 pm (UTC)
Всё же комиксы о супергероях и трансформерах и фильмы на эту тему - не фэнтези в традиционном смысле, с принцессами, драконами и чародеями. А скорее техногенный ночной кошмар человека, живущего по соседству с Таймс-Сквер. И действительно цифровая культура и в особенности видеоигры создают мощный дополнительный спрос на такое искусство. Но это уже несколько иная тема, мне кажется, хотя и пересекающаяся.

Edited at 2018-08-15 01:41 pm (UTC)