?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжка про муми-троллей, прочитанная в первом классе, меня пленила. Но «Хоббит», подсунутый восхищенными доброжелателями в студенческую пору, оставил вполне равнодушной. Так что нынешнее повальное увлечение фэнтези я наблюдаю со стороны, как врач – болезнь :)


Едва ли можно считать Дж. Р. Р. Толкина родоначальником жанра. Гомер, которого иногда указывают в этом качестве, тоже не годится – его современники наверняка воспринимали его поэмы как чистейший реализм. А вот «Сон в летнюю ночь» уже удовлетворяет всем критериям. Сам же Толкин своей «гоголевской шинелью» называл «Дом вольфингов» (1889) и другие подобные творения Уильяма Морриса.

Беспрецедентный взлет читательского интереса к произведениям такого рода в конце 20-го века заслуживает внимания социологов. Агрессивная реклама и кинопостановки сыграли, конечно, свою роль, но вряд ли это единственные причины.

Простое объяснение – удлинение периода детства у каждого нового поколения, вызванное необходимостью усваивать все больший объем знаний, накопленных человечеством. Сравнение фэнтези с научной фантастикой выявляет разочарование в техногенном прогрессе и страх перед будущим. А что еще здесь кроется, как по-вашему?



«Сон в летнюю ночь» в замечательной постановке Макса Рейнхардта

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

diejacobsleiter
Sep. 1st, 2016 06:31 pm (UTC)
PS

"Вагнер - да, пожалуй. Косвенно."

Если говорить о Властелине колец, то Кольцо Нибелунга повлияло на него не косвенно, а супер-прямо, прямее просто уже некуда. Это - если не плагиат, то почти римейк вагнеровской идеи.
egovoru
Sep. 1st, 2016 11:44 pm (UTC)
"Кольцо Нибелунга повлияло на него не косвенно, а супер-прямо, прямее просто уже некуда"

Вики пишет, что сам Толкин открещивался от этого влияния:

"Tolkien sought to dismiss critics' direct comparisons to Wagner, telling his publisher, "Both rings were round, and there the resemblance ceases." According to Humphrey Carpenter's biography of Tolkien, the author claimed to hold Wagner's interpretation of the relevant Germanic myths in contempt, even as a young man before reaching university."

Кажется, просто и тот, и другой независимо использовали один и тот же источник - Volsunga saga.
diejacobsleiter
Sep. 2nd, 2016 12:18 am (UTC)
Дело не в том, какой конкретный источник использован. У Вагнера это Старшая Эдда и Песнь о Нибелунгах прежде всего, но это мог быть и киргизский эпос Манас, неважно. Вагнер создал целую область творчества, формы работы со старинными текстами, технику написания своих собственных текстов (там множество чисто литературных инноваций, предвосхищающих 20 век). Отрицания Толкиена выглядят странно: это как если бы человек, работающий в какой-то науке, отрицал влияние на себя основателей этой науки. Опомнись, голубчик, вся твоя методика, эстетика и технология созданы этим человеком, а ты отрицаешь его "прямое влияние"? Несерьезно.

Там, видимо, были прежде всего, политические мотивы, а скорее всего - просто проблема выживания: популярность Вагнера и вообще мифотворчества у нацистов ("Миф 20 века", все такое) вызывали нехорошие ассоциации у британцев, и Толкиену было важно откреститься от этих ассоциаций. Иначе пришлось бы долго доказывать в МИ-5, что он - decent and honorable man.

На самом деле: Вагнер, при всем антисемитизме своем, сущностно очень далек от нацистов, у него было много противоядий против той травы, которую курили в третьем рейхе: 1. античность (мощнейший антидот) 2. невероятный, сверхчеловеческий уровень профессионализма в музыке (он - ремесленник, работяга в фартуке за верстаком). Плюс экспериментальная экспрессионистская поэзия (тексты опер), - тоже такой ремесленный антидот.

А вот Толкиен - по-настоящему близок наци: он - не высокий ремесленник слова, верующий в "правильные слова в правильном порядке", а скорее "интеллектуал", "смысловик", спец по мифам, "создатель новых миров". Такие легко подсаживаются на нацистскую "травку".
egovoru
Sep. 2nd, 2016 12:25 am (UTC)
"А вот Толкиен - по-настоящему близок наци"

У Оруэлла, помнится, было эссе, где он пытается понять, почему в его стране нацизм так и не пришел к власти, хотя это произошло в столь многих других европейских странах. Его вывод: британцам не хватило воображения!

Принимая во внимание, что Толкин - родоначальник фэнтезийного жанра, требующего как раз воображения, Ваше утверждение стыкуется с тем, что сказал Оруэлл. Я, правда, не знаю, в чем вы усмотрели у Толкина близость к нацизму?
diejacobsleiter
Sep. 2nd, 2016 12:37 am (UTC)
Вы будете смеяться, но - воображение. Похожий тип воображения: мифотворчество с сильным привкусом эзотерики (а этот коктейль как раз и отличает нацистский проект от придурковатого муссолиниевского "Рима"), глобальный замах, создание альтернативной вселенной...
egovoru
Sep. 2nd, 2016 12:40 am (UTC)
"этот коктейль как раз и отличает нацистский проект"

А что же у Гитлера было такого эзотерического?
diejacobsleiter
Sep. 2nd, 2016 12:58 am (UTC)
О, это тема бесконечных монографий. Бросьте хотя бы быстрый взгляд сюда:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC
egovoru
Sep. 2nd, 2016 10:41 am (UTC)
Да, действительно. Я как-то не отдавала себе в этом отчет, хотя одно только использование свастики или эсэсовской "двойной молнии" говорит о многом. (Впрочем, и у большевицкой звезды-пентаграммы - весьма богатая история). Должна сказать, что в свете этой ассоциации и современное увлечение фэнтези начинает выглядеть как-то куда более зловеще :(
diejacobsleiter
Sep. 2nd, 2016 03:48 pm (UTC)
"в свете этой ассоциации и современное увлечение фэнтези начинает выглядеть как-то куда более зловеще"

Да, именно так и есть. Сутью немецкого нацизма и его уникальной особенностью в истории было не завоевание мира и не антисемитизм (экая невидаль, это все старо, как мир), а именно оккультное фэнтези, эти эзотерические ролевые игры. Да, это были хорошо знакомые нам ролевики, просто они с немецкой последовательностью довели это до Освенцма. Британцам и другим тут не столько фантазии не хватило, сколько именно последовательности, которая всегда была главным немецким качеством, и которое когда-то сделало из них лучших музыкантов, философов и пр. Впрочем, и тут мы должны быть им условно благодарны: они довели идею до логического предела, и показали, что стоит в логическом пределе этих невинных игр: эльфийские офицеры СС, мудрые маги-фюреры...

PS Страница вики, на которую я сослался, не годится в источники знаний, она написана не профессионалом. Но там просто дается перечень тем, на которые можно искать более серьезные источники, если интересно...

Edited at 2016-09-02 04:00 pm (UTC)
egovoru
Sep. 3rd, 2016 12:41 pm (UTC)
"Страница вики, на которую я сослался, не годится в источники знаний, она написана не профессионалом"

Да, конечно, я понимаю, что Вики как источник сведений надо принимать с известной осторожностью. Но, бегло просмотрев эту статью, я вспомнила многое, что уже знала из других источников, но как-то не придавала этому значения.

Важный вопрос, действительно ли нацисты увлекались оккультизмом больше остальных, или это просто отражение популярности оккультизма вообще у населения? И тут, конечно, нужны серьезные исследования.
diejacobsleiter
Sep. 3rd, 2016 07:06 pm (UTC)
действительно ли нацисты увлекались оккультизмом больше остальных

Никакие оккультисты не дошли до уровня создания оккультного государства со столь масштабно проработанной идеологией, "наукой", экспедициями по всему миру, а главное - масштабным охмурением целого народа, и не дикого, а хорошо образованного и культурного. Это нешуточный успех, и за ним стояла большая страсть, надо полагать. Очень пассионарный и мощный "проект". Максимум, чего достигали остальные - небольшие секты, общины. Так что - да, очень-очень мягко говоря, "больше остальных" :)

Тут, чтобы оценить "масштаб бедствия", надо отбросить старый советский взгляд на наци как на националистов, захватчиков и антисемитов. Т.е. это все правда, все так и было, но это не главное. Национализм - вещь, конечно, гадкая, но при этом - слабая и беспомощная, его идеологический потенциал близок к нулю, и способность порождения государства - смехотворная. Это эмоции не воодушевляющие, а горькие, больные и саморазрушительные, в них нет огненной страсти и созидательного потенциала. Воля к захвату мира может быть сильной, но не может быть первичной, за ней всегда должно быть что-то еще, более первичное, какой-то мотиватор. Просто встать с дивана и пойти захватывать мир - так не бывает.

Поэтому истинной страстью, придавшей нацистскому проекту столь ужасающую эффективность, - было именно это оккультное учение, эта толкинистская модель мира. Их расы - не то, что называем расами мы, это скорее "эльфы", "орки" и тому подобные "миры", изначально белые и черные, добрые и злые. (Кстати, Дугин - это живущий ныне в России последователь оккультных учений третьего рейха; если не противно, и если хотите по-настоящему ужаснуться - почитайте ну хоть это философское упражнение: http://arctogaia.com/public/wirth/gipteor/peoples.htm)

Так что именно эта "травка" довела целый народ до экстаза и упоения в начале, и к страшному похмелью - в конце. А идея захвата мира - это уже побочный продукт оккультных ролевых игр.

Edited at 2016-09-03 07:37 pm (UTC)
egovoru
Sep. 4th, 2016 02:01 pm (UTC)
"Поэтому истинной страстью, придавшей нацистскому проекту столь ужасающую эффективность, - было именно это оккультное учение, эта толкинистская модель мира"

Да, весьма вероятно. Но, с другой стороны, вот большевизм вроде бы не имел таких оккультных корней, а, тем не менее, оказался не менее, если не более эффективен?

"Дугин - это живущий ныне в России последователь оккультных учений третьего рейха; если не противно, и если хотите по-настоящему ужаснуться"

Я уже давно ужаснулась речами этого деятеля :( А ужаснее всего то, что даже среди моих френдов здесь некоторые считают его философом :(
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 4th, 2016 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 6th, 2016 03:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 6th, 2016 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 5th, 2016 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 5th, 2016 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 5th, 2016 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Oct. 30th, 2016 02:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Oct. 30th, 2016 02:21 am (UTC) - Expand
diejacobsleiter
Sep. 2nd, 2016 05:02 pm (UTC)
Я бы хотел прибавить одну вещь. Я писал выше, что учителем фэнтезистов был Вагнер, при этом фэнтези своим эзотерическим мифотворческим близко нацистским оккультным играм, а Вагнер, при всей своей популярности в 3-м рейхе - нет.

Вагнер не писал фэнтези, он писал древнегреческие трагедии; это была его сверхзадача - ренессанс лучшего литературного жанра в истории. Он знал греческий, судил об Эсхиле-Софокле-Эврипиде не по "переводам Маршака", и был совершенно адекватным исследователем-историком (наш лучший медиевист А. Гуревич в разговоре со мной называл Вагнера непревзойденным спецом в этой области, который просто работал в жанре оперы, а не научной монографии).

Поэтому драмы Вагнера - это не волшебные сказки, а греческие трагедии на материале не греческих, а немецких мифов. Его тексты начисто лишены всякой эзотерики и оккультизма, - ну, за вычетом святого Грааля, конечно, который играет третьестепенную роль. Это прежде всего именно драмы личностей, как у греков или как у Шекспира.

Но он создал прецедент, выглядящий на простодушный (и не вполне адекватный) взгляд как "мифотворчество", как литературные фантазии на тему древней мифологии, как fairy tales для взрослых.

Именно это послужило моделью фэнтезистам, по формуле "Вагнер лайт", т.е Вагнер минус главное, в чем он силен (античность и ремесло музыканта и поэта) = фэнтези. Плюс - по копеечке, внесли вклад Вальтер Скотт, рыцарский роман, Томас Мэлори, волшебные сказки, и продолжите этот список в любом направлении, потому что все это - третьестепенные вещи. Сказочные мотивы существовали всегда, а фэнтези - жанр принципиально новый, небывалый. (Как и диктатуры были всегда, а третий рейх - нечто принципиально новое и небывалое. И как оккультизм существовал всегда, но теософия, оккультизм и эзотерика последних 150 лет - явление принципиально новое.)
egovoru
Sep. 3rd, 2016 02:37 pm (UTC)
"Сказочные мотивы существовали всегда, а фэнтези - жанр принципиально новый, небывалый"

А как бы Вы сформулировали, в чем именно состоит эта принципиальная новизна? (За исключением, разумеется, того, что сказки предназначены для детей, а фэнтези - для относительно взрослых).

И еще: как, по-Вашему, фэнтези (или даже конкретно Толкин) соотносится с христианством? У Гитлера, кажется, была сугубо антикатолическая политика - и это понятно: он, как и Лютер, опасался влияния Папы. Говорят, "Хроники Нарнии" - сугубо христианская книжка, да и у Толкина некоторые усматривают явные христианские корни.
diejacobsleiter
Sep. 3rd, 2016 06:52 pm (UTC)
"А как бы Вы сформулировали, в чем именно состоит эта принципиальная новизна? (За исключением, разумеется, того, что сказки предназначены для детей, а фэнтези - для относительно взрослых)."

Ну вообще-то я не считаю, что сказки - для детей. Они разные, в том числе и для детей, но, скажем, волшебные сказки - это изначально серьезная устная тьрадиция, в символической форме хранившая верования, ритуалы и мировоззрение народа, о чем понаписано более чем много книг. Это была удобная для памяти образная форма хранения важных знаний. Это уже после Перро, Гриммов и им подобных сказки стали детским чтением (и хорошим чтением).

Трудно ответить на ваш вопрос в нескольких словах или выделить какой-то новый элемент в фэнтези: за что не схватись - оно уже было, уже старо как мир. Новизна тут: 1. в самой химической формуле, в новом соединении знакомых элементов, прежде всего - в гибриде литературы и эзотерики; 2. в новых культурных формах бытования. Теперь это не столько литература, сколько потенциальная (с большим неизрасходованным потенциалом!) полурелигия-полуидеология, способная создавать совершенно не литературные сообщества фанатов, ролевиков и т.п., а при известной последовательности - становиться гос. идеологией. (третий рейх создан не вокруг книг, но это похожий случай: фентезийная философия стала гос. идеологией.)

В этих сообществах ценят не столько мастеров слова, сколько мастеров "фантазии", "психоделики", "создания миров". Это не сообщество пушкинистов, шекспирологов или ценителей Диккенса, это нечто совсем иное - наполовину хиппи, наполовину - стихийный гитлер-югенд, с атрибутикой, "униформой", слэнгом и кодексом правильных манер.

"как, по-Вашему, фэнтези (или даже конкретно Толкин) соотносится с христианством?"

Видите ли, я вовсе не считаю, что лично Толки(е)н был прямым нацистом и "кидал зиги" перед зеркалом, когда его никто не видел. Наверное, это был добрый и приличный прихожанин, сейчас это неважно. Если я говорил, что это близко ему, то только потому, что он в те же самые 30-40е годы играл в опасные интеллектуальные игры, похожие на нацистское государственное "фэнтези".

Но если отвлечься от личностей (о которых я ничего плохого сказать не могу, и зачем?), то сущностно это должно быть чуждо христианству. Будь я на месте хр.церкви, я бы с большой настороженностью относился к фентези. Там крайне опасные соблазны, - примерно те же, что в эзотерике.

Эзотерика - это, говоря коротко, shortcut "для бедных". Упрощенный до ложности путь к "просветлению духа" и внутренней свободе. Это, в общем, философско-религиозный фейк, рожденный жаждой наивысшей власти - над душами, не только над телами: а это и есть то, что ищут гуру и Учителя Жизни (с большой буквы). Это - самое опасное, что я видел в жизни, и церковь, насколько я знаю, относится к этому так же: эти люди играют в команде дьявола, они крайне опасны. (Это не мой лексикон, и я не церковный человек, это - оценка людей церкви.)

Фэнтези выглядит более невинно, но в общем - это смежное явление. Это хорошая предподготовка для затягивания человека в эзотерические сети. Толкинисты и ролевики - самая легкая добыча Учителей. Так что, я предполагаю (но не интересовался всерьез), что церковь, по ее логике, должна быть алармистски настроена к фентези.
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2016 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 4th, 2016 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2016 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 4th, 2016 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 5th, 2016 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 10:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 6th, 2016 03:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 6th, 2016 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 6th, 2016 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 6th, 2016 11:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 7th, 2016 01:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2016 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 7th, 2016 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2016 11:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 8th, 2016 02:12 am (UTC) - Expand