?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжка про муми-троллей, прочитанная в первом классе, меня пленила. Но «Хоббит», подсунутый восхищенными доброжелателями в студенческую пору, оставил вполне равнодушной. Так что нынешнее повальное увлечение фэнтези я наблюдаю со стороны, как врач – болезнь :)


Едва ли можно считать Дж. Р. Р. Толкина родоначальником жанра. Гомер, которого иногда указывают в этом качестве, тоже не годится – его современники наверняка воспринимали его поэмы как чистейший реализм. А вот «Сон в летнюю ночь» уже удовлетворяет всем критериям. Сам же Толкин своей «гоголевской шинелью» называл «Дом вольфингов» (1889) и другие подобные творения Уильяма Морриса.

Беспрецедентный взлет читательского интереса к произведениям такого рода в конце 20-го века заслуживает внимания социологов. Агрессивная реклама и кинопостановки сыграли, конечно, свою роль, но вряд ли это единственные причины.

Простое объяснение – удлинение периода детства у каждого нового поколения, вызванное необходимостью усваивать все больший объем знаний, накопленных человечеством. Сравнение фэнтези с научной фантастикой выявляет разочарование в техногенном прогрессе и страх перед будущим. А что еще здесь кроется, как по-вашему?



«Сон в летнюю ночь» в замечательной постановке Макса Рейнхардта

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

diejacobsleiter
Sep. 2nd, 2016 12:37 am (UTC)
Вы будете смеяться, но - воображение. Похожий тип воображения: мифотворчество с сильным привкусом эзотерики (а этот коктейль как раз и отличает нацистский проект от придурковатого муссолиниевского "Рима"), глобальный замах, создание альтернативной вселенной...
egovoru
Sep. 2nd, 2016 12:40 am (UTC)
"этот коктейль как раз и отличает нацистский проект"

А что же у Гитлера было такого эзотерического?
diejacobsleiter
Sep. 2nd, 2016 12:58 am (UTC)
О, это тема бесконечных монографий. Бросьте хотя бы быстрый взгляд сюда:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC
egovoru
Sep. 2nd, 2016 10:41 am (UTC)
Да, действительно. Я как-то не отдавала себе в этом отчет, хотя одно только использование свастики или эсэсовской "двойной молнии" говорит о многом. (Впрочем, и у большевицкой звезды-пентаграммы - весьма богатая история). Должна сказать, что в свете этой ассоциации и современное увлечение фэнтези начинает выглядеть как-то куда более зловеще :(
diejacobsleiter
Sep. 2nd, 2016 03:48 pm (UTC)
"в свете этой ассоциации и современное увлечение фэнтези начинает выглядеть как-то куда более зловеще"

Да, именно так и есть. Сутью немецкого нацизма и его уникальной особенностью в истории было не завоевание мира и не антисемитизм (экая невидаль, это все старо, как мир), а именно оккультное фэнтези, эти эзотерические ролевые игры. Да, это были хорошо знакомые нам ролевики, просто они с немецкой последовательностью довели это до Освенцма. Британцам и другим тут не столько фантазии не хватило, сколько именно последовательности, которая всегда была главным немецким качеством, и которое когда-то сделало из них лучших музыкантов, философов и пр. Впрочем, и тут мы должны быть им условно благодарны: они довели идею до логического предела, и показали, что стоит в логическом пределе этих невинных игр: эльфийские офицеры СС, мудрые маги-фюреры...

PS Страница вики, на которую я сослался, не годится в источники знаний, она написана не профессионалом. Но там просто дается перечень тем, на которые можно искать более серьезные источники, если интересно...

Edited at 2016-09-02 04:00 pm (UTC)
egovoru
Sep. 3rd, 2016 12:41 pm (UTC)
"Страница вики, на которую я сослался, не годится в источники знаний, она написана не профессионалом"

Да, конечно, я понимаю, что Вики как источник сведений надо принимать с известной осторожностью. Но, бегло просмотрев эту статью, я вспомнила многое, что уже знала из других источников, но как-то не придавала этому значения.

Важный вопрос, действительно ли нацисты увлекались оккультизмом больше остальных, или это просто отражение популярности оккультизма вообще у населения? И тут, конечно, нужны серьезные исследования.
diejacobsleiter
Sep. 3rd, 2016 07:06 pm (UTC)
действительно ли нацисты увлекались оккультизмом больше остальных

Никакие оккультисты не дошли до уровня создания оккультного государства со столь масштабно проработанной идеологией, "наукой", экспедициями по всему миру, а главное - масштабным охмурением целого народа, и не дикого, а хорошо образованного и культурного. Это нешуточный успех, и за ним стояла большая страсть, надо полагать. Очень пассионарный и мощный "проект". Максимум, чего достигали остальные - небольшие секты, общины. Так что - да, очень-очень мягко говоря, "больше остальных" :)

Тут, чтобы оценить "масштаб бедствия", надо отбросить старый советский взгляд на наци как на националистов, захватчиков и антисемитов. Т.е. это все правда, все так и было, но это не главное. Национализм - вещь, конечно, гадкая, но при этом - слабая и беспомощная, его идеологический потенциал близок к нулю, и способность порождения государства - смехотворная. Это эмоции не воодушевляющие, а горькие, больные и саморазрушительные, в них нет огненной страсти и созидательного потенциала. Воля к захвату мира может быть сильной, но не может быть первичной, за ней всегда должно быть что-то еще, более первичное, какой-то мотиватор. Просто встать с дивана и пойти захватывать мир - так не бывает.

Поэтому истинной страстью, придавшей нацистскому проекту столь ужасающую эффективность, - было именно это оккультное учение, эта толкинистская модель мира. Их расы - не то, что называем расами мы, это скорее "эльфы", "орки" и тому подобные "миры", изначально белые и черные, добрые и злые. (Кстати, Дугин - это живущий ныне в России последователь оккультных учений третьего рейха; если не противно, и если хотите по-настоящему ужаснуться - почитайте ну хоть это философское упражнение: http://arctogaia.com/public/wirth/gipteor/peoples.htm)

Так что именно эта "травка" довела целый народ до экстаза и упоения в начале, и к страшному похмелью - в конце. А идея захвата мира - это уже побочный продукт оккультных ролевых игр.

Edited at 2016-09-03 07:37 pm (UTC)
egovoru
Sep. 4th, 2016 02:01 pm (UTC)
"Поэтому истинной страстью, придавшей нацистскому проекту столь ужасающую эффективность, - было именно это оккультное учение, эта толкинистская модель мира"

Да, весьма вероятно. Но, с другой стороны, вот большевизм вроде бы не имел таких оккультных корней, а, тем не менее, оказался не менее, если не более эффективен?

"Дугин - это живущий ныне в России последователь оккультных учений третьего рейха; если не противно, и если хотите по-настоящему ужаснуться"

Я уже давно ужаснулась речами этого деятеля :( А ужаснее всего то, что даже среди моих френдов здесь некоторые считают его философом :(
diejacobsleiter
Sep. 4th, 2016 04:39 pm (UTC)
Это интересная тема - почему выиграл красный проект, а коричневый проиграл. Ну, вообще-то, могло быть и наоборот. Получи Гитлер свою ядерную бомбу чуть раньше - и все могло повернуться иначе.

Оккультной "травки" в красном проекте было меньше, это верно. Может быть, именно поэтому планы мирового господства были более осторожными: военный захват мира всерьез не затевался, больше плелись азиатские интриги. В красном проекте вообще была этакая азиатская основательность: после короткого периода бури и натиска, страну начали строить по модели тысячелетних империй Востока. А когда, при Хрущеве, захотели европейскости, и от азиатчины стали избавляться, тут проект стал выдыхаться.

Проигрыш германского проекта объясняется, по-моему, одной важной мифологической деталью. Вы видели "Нибелунги" Ланга? Это пророческий фильм. Там есть огромная финальная сцена пожара, в котором гибнут немецкие рыцари. Это старая мифологема - о последнем пожаре, о гибели богов, и это чисто германская мифология. Немецкая мифология насквозь трагична, чтобы не сказать - самоубийственна. Она вся освещена языками пламени последнего пожара. Этим немцы очень похожи на греков: они культивировали достоинство и выпрямленность человека перед лицом грядущей катастрофы.

Поэтому немцы, при всем своем милитаризме, никогда не были успешны в войнах, этот встроенный в них микрочип будущей катастрофы учил их не триумфальным радостям победителей, а горькому достоинству проигравших.

Мне кажется, на глубинном уровне, Гитлер и его команда вели страну не к победе, а к последнему пожару, в котором все погибнут, и после которого мир очистится и обновится. Но уже "без нас".
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 6th, 2016 03:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 6th, 2016 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 5th, 2016 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 5th, 2016 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 5th, 2016 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 06:27 pm (UTC) - Expand
marigranula
Oct. 30th, 2016 02:18 am (UTC)
И кстати,нацисты очень активно интегрировали альтернативную медицину в систему гос.здравоохранения
diejacobsleiter
Oct. 30th, 2016 02:21 am (UTC)
Интересно, я этого не знал. Но вполне логично и последовательно, в этом им не откажешь.
diejacobsleiter
Sep. 2nd, 2016 05:02 pm (UTC)
Я бы хотел прибавить одну вещь. Я писал выше, что учителем фэнтезистов был Вагнер, при этом фэнтези своим эзотерическим мифотворческим близко нацистским оккультным играм, а Вагнер, при всей своей популярности в 3-м рейхе - нет.

Вагнер не писал фэнтези, он писал древнегреческие трагедии; это была его сверхзадача - ренессанс лучшего литературного жанра в истории. Он знал греческий, судил об Эсхиле-Софокле-Эврипиде не по "переводам Маршака", и был совершенно адекватным исследователем-историком (наш лучший медиевист А. Гуревич в разговоре со мной называл Вагнера непревзойденным спецом в этой области, который просто работал в жанре оперы, а не научной монографии).

Поэтому драмы Вагнера - это не волшебные сказки, а греческие трагедии на материале не греческих, а немецких мифов. Его тексты начисто лишены всякой эзотерики и оккультизма, - ну, за вычетом святого Грааля, конечно, который играет третьестепенную роль. Это прежде всего именно драмы личностей, как у греков или как у Шекспира.

Но он создал прецедент, выглядящий на простодушный (и не вполне адекватный) взгляд как "мифотворчество", как литературные фантазии на тему древней мифологии, как fairy tales для взрослых.

Именно это послужило моделью фэнтезистам, по формуле "Вагнер лайт", т.е Вагнер минус главное, в чем он силен (античность и ремесло музыканта и поэта) = фэнтези. Плюс - по копеечке, внесли вклад Вальтер Скотт, рыцарский роман, Томас Мэлори, волшебные сказки, и продолжите этот список в любом направлении, потому что все это - третьестепенные вещи. Сказочные мотивы существовали всегда, а фэнтези - жанр принципиально новый, небывалый. (Как и диктатуры были всегда, а третий рейх - нечто принципиально новое и небывалое. И как оккультизм существовал всегда, но теософия, оккультизм и эзотерика последних 150 лет - явление принципиально новое.)
egovoru
Sep. 3rd, 2016 02:37 pm (UTC)
"Сказочные мотивы существовали всегда, а фэнтези - жанр принципиально новый, небывалый"

А как бы Вы сформулировали, в чем именно состоит эта принципиальная новизна? (За исключением, разумеется, того, что сказки предназначены для детей, а фэнтези - для относительно взрослых).

И еще: как, по-Вашему, фэнтези (или даже конкретно Толкин) соотносится с христианством? У Гитлера, кажется, была сугубо антикатолическая политика - и это понятно: он, как и Лютер, опасался влияния Папы. Говорят, "Хроники Нарнии" - сугубо христианская книжка, да и у Толкина некоторые усматривают явные христианские корни.
diejacobsleiter
Sep. 3rd, 2016 06:52 pm (UTC)
"А как бы Вы сформулировали, в чем именно состоит эта принципиальная новизна? (За исключением, разумеется, того, что сказки предназначены для детей, а фэнтези - для относительно взрослых)."

Ну вообще-то я не считаю, что сказки - для детей. Они разные, в том числе и для детей, но, скажем, волшебные сказки - это изначально серьезная устная тьрадиция, в символической форме хранившая верования, ритуалы и мировоззрение народа, о чем понаписано более чем много книг. Это была удобная для памяти образная форма хранения важных знаний. Это уже после Перро, Гриммов и им подобных сказки стали детским чтением (и хорошим чтением).

Трудно ответить на ваш вопрос в нескольких словах или выделить какой-то новый элемент в фэнтези: за что не схватись - оно уже было, уже старо как мир. Новизна тут: 1. в самой химической формуле, в новом соединении знакомых элементов, прежде всего - в гибриде литературы и эзотерики; 2. в новых культурных формах бытования. Теперь это не столько литература, сколько потенциальная (с большим неизрасходованным потенциалом!) полурелигия-полуидеология, способная создавать совершенно не литературные сообщества фанатов, ролевиков и т.п., а при известной последовательности - становиться гос. идеологией. (третий рейх создан не вокруг книг, но это похожий случай: фентезийная философия стала гос. идеологией.)

В этих сообществах ценят не столько мастеров слова, сколько мастеров "фантазии", "психоделики", "создания миров". Это не сообщество пушкинистов, шекспирологов или ценителей Диккенса, это нечто совсем иное - наполовину хиппи, наполовину - стихийный гитлер-югенд, с атрибутикой, "униформой", слэнгом и кодексом правильных манер.

"как, по-Вашему, фэнтези (или даже конкретно Толкин) соотносится с христианством?"

Видите ли, я вовсе не считаю, что лично Толки(е)н был прямым нацистом и "кидал зиги" перед зеркалом, когда его никто не видел. Наверное, это был добрый и приличный прихожанин, сейчас это неважно. Если я говорил, что это близко ему, то только потому, что он в те же самые 30-40е годы играл в опасные интеллектуальные игры, похожие на нацистское государственное "фэнтези".

Но если отвлечься от личностей (о которых я ничего плохого сказать не могу, и зачем?), то сущностно это должно быть чуждо христианству. Будь я на месте хр.церкви, я бы с большой настороженностью относился к фентези. Там крайне опасные соблазны, - примерно те же, что в эзотерике.

Эзотерика - это, говоря коротко, shortcut "для бедных". Упрощенный до ложности путь к "просветлению духа" и внутренней свободе. Это, в общем, философско-религиозный фейк, рожденный жаждой наивысшей власти - над душами, не только над телами: а это и есть то, что ищут гуру и Учителя Жизни (с большой буквы). Это - самое опасное, что я видел в жизни, и церковь, насколько я знаю, относится к этому так же: эти люди играют в команде дьявола, они крайне опасны. (Это не мой лексикон, и я не церковный человек, это - оценка людей церкви.)

Фэнтези выглядит более невинно, но в общем - это смежное явление. Это хорошая предподготовка для затягивания человека в эзотерические сети. Толкинисты и ролевики - самая легкая добыча Учителей. Так что, я предполагаю (но не интересовался всерьез), что церковь, по ее логике, должна быть алармистски настроена к фентези.
egovoru
Sep. 4th, 2016 01:36 pm (UTC)
"волшебные сказки - это изначально серьезная устная тьрадиция, в символической форме хранившая верования, ритуалы и мировоззрение народа"

Да, в далекие времена "мифологического сознания" к сказкам, конечно, относились иначе. Комментаторы справедливо осудили меня за то, что я написала в посте, что современники Гомера принимали его поэмы за реализм.

Но я имею в виду современность и не могу отделаться от ощущения, что "что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах" (а также женщинах), которые во взрослом состоянии увлеченно читают сказки. Хотя, с другой стороны, ведь и так называемая "реалистическая" литература - не что иное, как чистый вымысел, и, наверное, увлечение ее чтением должно выглядеть не менее странно ;)

"церковь, по ее логике, должна быть алармистски настроена к фентези"

Насколько я знаю, "Хроники Нарнии" превозносят именно за их христианский дух. Вики пишет: "The Chronicles have, consequently, a large Christian following, and are widely used to promote Christian ideas."
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 4th, 2016 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2016 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 4th, 2016 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 5th, 2016 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2016 10:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 6th, 2016 03:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 6th, 2016 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 6th, 2016 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 6th, 2016 11:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 7th, 2016 01:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2016 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 7th, 2016 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2016 11:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Sep. 8th, 2016 02:12 am (UTC) - Expand