?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжка про муми-троллей, прочитанная в первом классе, меня пленила. Но «Хоббит», подсунутый восхищенными доброжелателями в студенческую пору, оставил вполне равнодушной. Так что нынешнее повальное увлечение фэнтези я наблюдаю со стороны, как врач – болезнь :)


Едва ли можно считать Дж. Р. Р. Толкина родоначальником жанра. Гомер, которого иногда указывают в этом качестве, тоже не годится – его современники наверняка воспринимали его поэмы как чистейший реализм. А вот «Сон в летнюю ночь» уже удовлетворяет всем критериям. Сам же Толкин своей «гоголевской шинелью» называл «Дом вольфингов» (1889) и другие подобные творения Уильяма Морриса.

Беспрецедентный взлет читательского интереса к произведениям такого рода в конце 20-го века заслуживает внимания социологов. Агрессивная реклама и кинопостановки сыграли, конечно, свою роль, но вряд ли это единственные причины.

Простое объяснение – удлинение периода детства у каждого нового поколения, вызванное необходимостью усваивать все больший объем знаний, накопленных человечеством. Сравнение фэнтези с научной фантастикой выявляет разочарование в техногенном прогрессе и страх перед будущим. А что еще здесь кроется, как по-вашему?



«Сон в летнюю ночь» в замечательной постановке Макса Рейнхардта

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

egovoru
Sep. 2nd, 2016 11:19 am (UTC)
"в Сильмариллионе чувствуется ход времени"

А расскажите, пожалуйста, более подробно, что Вы имеете в виду?
rieile
Sep. 2nd, 2016 12:11 pm (UTC)
Попробую. Когда я училась на биофаке на кафедре физиологии животных, в аудитории, в которой у нас были все спецкурсы, был стенд памяти бывшему завкафу Ашмарину. Каждый раз, когда я смотрела на этот стенд, меня охватывал ужас: вот он, студент военно-медицинской академии, не так давно в общем-то, в 41-м, а с 2007 его нет - академика! В моих снах, если есть даты "настоящего", то это до сих пор 90-е. Мне очень тяжело смириться с ходом времени, что если я помню кого-то из детства молодым человеком лет 20, то сейчас этим людям за сорок, и эти две картинки не сходятся в один образ!
В Сильмариллионе, несмотря на потенциальную возможность стабильности (по крайней мере в начале, пока мир населен только валар, майяр и всякими эльфами), происходит смена эпох, разрушается прежнее, но то, что создается на его месте, является с одной стороны развитием, но больше похоже на дешевый эрзац. Это трагично. Это не очень соответствует "реальности", но это такой сверхстимул, как красные полоски для детеныша чайки.

Ну а так весело же смотреть, как Куллерво превратился в Турина.
egovoru
Sep. 3rd, 2016 12:23 pm (UTC)
"вот он, студент военно-медицинской академии, не так давно в общем-то, в 41-м, а с 2007 его нет - академика"

То есть, Вас ужасает быстротечность человеческой жизни? Проверенным средством от этого ужаса вроде бы является религия. Кажется ли Вам, что фэнтези - более действенное средство? И если да, то почему?
rieile
Sep. 3rd, 2016 09:06 pm (UTC)
Дело не только и не столько в быстротечности жизни, а в невозможности непосредственного контакта с прошлым и будущим. То есть мы изолированы в нашем мгновении, мы в рейсе с нашими современниками и не можем сесть на следующую лодку или нагнать предыдущую, а старые фотографии, книги и пр. создают иллюзию близости к этому прошлому. В несоответствии кажущейся близости и физической невозможности контакта есть трагедия.
Фэнтези это не средство борьбы с ужасом старения и смерти, религия (да и алкоголь О_О) для этих целей определенно лучше, фэнтези разное бывает. Конкретно Сильмариллион это интенсификация темы времени до предела, вот и все. В ВК этого почти нет, например. Если привести пример не из Толкиена, в "Хрониках Амбера" Желязны эта тема тоже не так остро звучит.
egovoru
Sep. 4th, 2016 01:25 pm (UTC)
"в невозможности непосредственного контакта с прошлым и будущим"

Для меня, может быть, осознание этого связано с одним пассжем в "1984", на который, как я убедилась, мало кто обращает внимание. Помните, там, в самом начале, Уинстон Смит, который занимается "исправлением" старых газет, решает, что уж непосредственные свидетели прошлого должны помнить, что тогда было на самом деле?

И он отправляется куда-то на окраину города, находит там какого-то древнего патриарха и пытается у него выяснить, что же было на самом деле во времена его молодости? Но тот, увы, помнит только, что люди тогда носили цилиндры... И Уинстон внезапно понимает, что у нас нет вообще никакого способа узнать, что же на самом деле было в прошлом :(
rieile
Sep. 4th, 2016 10:29 pm (UTC)
Абсолютно. А церкви в стишках превращаются в набор рифмующихся слогов.
Объективного доступа к прошлому нет, но есть всяческая "прямая речь", которая может донести субъективные впечатления. А людям Обычно и не нужно большего.
noname_rambler
Nov. 12th, 2016 06:22 am (UTC)
у нас нет вообще никакого способа узнать
дурная мысль...
к сожалению она весьма популярна сегодня (а "кому-то" кажется и нужно, "чтобы звёзды зажигали")
... а меня всего передёргивает, когда я например пытаюсь читать "фентези" того же Галковского — любопытство увы пересиливает:( "что же это у них в мозгах творится, когда они пишут такое?"
egovoru
Nov. 12th, 2016 01:22 pm (UTC)
Re: у нас нет вообще никакого способа узнать
"что же это у них в мозгах творится, когда они пишут такое?"

Исследовательский интерес делает Вам честь. Мне, однако, жалко времени ;) Правда, я и в юности не особенно увлекалась фантастикой.