?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжка про муми-троллей, прочитанная в первом классе, меня пленила. Но «Хоббит», подсунутый восхищенными доброжелателями в студенческую пору, оставил вполне равнодушной. Так что нынешнее повальное увлечение фэнтези я наблюдаю со стороны, как врач – болезнь :)


Едва ли можно считать Дж. Р. Р. Толкина родоначальником жанра. Гомер, которого иногда указывают в этом качестве, тоже не годится – его современники наверняка воспринимали его поэмы как чистейший реализм. А вот «Сон в летнюю ночь» уже удовлетворяет всем критериям. Сам же Толкин своей «гоголевской шинелью» называл «Дом вольфингов» (1889) и другие подобные творения Уильяма Морриса.

Беспрецедентный взлет читательского интереса к произведениям такого рода в конце 20-го века заслуживает внимания социологов. Агрессивная реклама и кинопостановки сыграли, конечно, свою роль, но вряд ли это единственные причины.

Простое объяснение – удлинение периода детства у каждого нового поколения, вызванное необходимостью усваивать все больший объем знаний, накопленных человечеством. Сравнение фэнтези с научной фантастикой выявляет разочарование в техногенном прогрессе и страх перед будущим. А что еще здесь кроется, как по-вашему?



«Сон в летнюю ночь» в замечательной постановке Макса Рейнхардта

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

egovoru
Sep. 5th, 2016 12:50 pm (UTC)
"Мне кажется, на глубинном уровне, Гитлер и его команда вели страну не к победе, а к последнему пожару, в котором все погибнут, и после которого мир очистится и обновится"

Очень интересная мысль, но, я боюсь, рестроспективная: т.е., мы знаем, что все это кончилось именно так, и потому готовы верить, что это так и было задумано с самого начала.

Когда-то я слышала такое описание немцев: бывает немец-бюргер, немец-фашист и немец-романтик. Чем больше мы задумываемся на эту тему, тем больше оказывается, что два последних - это, в общем-то, одно лицо. (Кстати, побочный вопрос, который меня давно занимает: почему последователей Гитлера в Советском Союзе называли, как последователей Муссолини?).

О предшественниках фэнтези: Гофман, наверное, вполне годится. У родителей был трехтомник 1962 года, и я добралась до него в самом нежном возрасте. Помню, что "Золотой горшок" привел меня в совершенный ступор: я с трудом могла разобраться, что там вообще происходит - отчасти потому, что первый раз прочла я его, болея гриппом, с высокой температурой ;) Но ведь написано это было отнюдь не для детей, как я понимаю.

"В красном проекте вообще была этакая азиатская основательность"

Ну, а разве в коричневом ее не было? С немецким-то Ordnung'ом? Третий рейх ведь строился даже не на века, а сразу задумывался именно как тысячелетний?
diejacobsleiter
Sep. 6th, 2016 03:03 am (UTC)
"мы знаем, что все это кончилось именно так, и потому готовы верить, что это так и было задумано с самого начала."

Я не очень внятно выразился, наверное. Никто, разумеется, поражения не задумывал. Никакого желания сделать хуже не было. И Гитлер со всей его командой мечтали о победе, без всяких задних мыслей.

Но Вы же знаете как бывает: есть люди, всячески одаренные, а про них мы почему-то знаем, что у них "не получится", какая-то печать обреченности на неудачу. Вот есть, например, люди, которым лучше не идти в бизнес (например, мне). Не по глупости или безволию, нет; вроде все при них. Но - не надо. Что-нибудь другое - пожалуйста, а там - точно прогорят. Так же и в других областях: человек хороший, но начинать ему тут не надо.

Что-то глубокое, но горькое и меланхолическое есть в немецкой культуре, что нас так трогает в музыке и поэзии, но оборачивается лузерством в гос. строительстве и военных затеях. Когда тебе в видениях открываются образы будущего мирового пожара, трудно быть оптимистом. (Возможно, сейчас это уже не так. Германия потеряла художественную плодоносность, но стала успешным государством.) Такое есть не только у немцев. Испанские отношения со смертью тоже открывают такие глубИны, в которые другие народы не заглянут. А государство - как зачахло во времена Сервантеса, так и не может подняться. (О России не будем говорить, ладно?)

Да, конечно, немец-романтик и немец-фашист близкие родственники. Что романтизм (где есть культ природы, культ нации, культ своего эго) был идейным предшественником фашизма, писано много. Но все-таки Шуберт и Гиммлер - не одно лицо. Каспар Давид Фридрих и доктор Геббельс вряд ли нашли о чем поговорить на том свете. В немецком романтизме все-таки очень много любви, мудрости и бережной человечности...

Edited at 2016-09-06 03:42 am (UTC)
egovoru
Sep. 6th, 2016 12:04 pm (UTC)
"Германия потеряла художественную плодоносность, но стала успешным государством"

Да, немец-бюргер, кажется, победил немца-романтика и немца-фашиста ;) Впрочем, впереди грядут новые испытания, и еще неизвестно, сохранится ли этот расклад.

"все-таки Шуберт и Гиммлер - не одно лицо"

Конечно. Нацизм - это все же какой-то очень извращенный романтизм. Или, лучше сказать, романтизм - далеко не единственный и, может, даже не главный корень нацизма.