?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжка про муми-троллей, прочитанная в первом классе, меня пленила. Но «Хоббит», подсунутый восхищенными доброжелателями в студенческую пору, оставил вполне равнодушной. Так что нынешнее повальное увлечение фэнтези я наблюдаю со стороны, как врач – болезнь :)


Едва ли можно считать Дж. Р. Р. Толкина родоначальником жанра. Гомер, которого иногда указывают в этом качестве, тоже не годится – его современники наверняка воспринимали его поэмы как чистейший реализм. А вот «Сон в летнюю ночь» уже удовлетворяет всем критериям. Сам же Толкин своей «гоголевской шинелью» называл «Дом вольфингов» (1889) и другие подобные творения Уильяма Морриса.

Беспрецедентный взлет читательского интереса к произведениям такого рода в конце 20-го века заслуживает внимания социологов. Агрессивная реклама и кинопостановки сыграли, конечно, свою роль, но вряд ли это единственные причины.

Простое объяснение – удлинение периода детства у каждого нового поколения, вызванное необходимостью усваивать все больший объем знаний, накопленных человечеством. Сравнение фэнтези с научной фантастикой выявляет разочарование в техногенном прогрессе и страх перед будущим. А что еще здесь кроется, как по-вашему?



«Сон в летнюю ночь» в замечательной постановке Макса Рейнхардта

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

egovoru
Sep. 28th, 2016 09:51 pm (UTC)
Как раз наоборот, беседовать интересно именно тогда, когда восприятия различны: если они совершенно одинаковы, о чем говорить?

Возможно, это различие связано с доминированием правого или левого полушария - правда, как я поняла, представления о доминировании уже устарели, здоровый мозг оказался куда более интегрированным, чем это казалось после исследований на split-brain patients ;)
diejacobsleiter
Sep. 28th, 2016 10:03 pm (UTC)
"Возможно, это различие связано..."

Возможно, оно связано с тем, что я (как Вы догадались) более непосредственно вовлечен в обсуждаемую тему, отсюда и большая интенсивность суждений и убежденный тон. Я, правда, не хотел смешивать ЖЖ с профессиональной жизнью, но вот, трудно иногда удержаться. (И все равно удержусь от развиртуализации.)

Но тут есть и другая линия водораздела, более важная: антропоцентризм (человек как мера всех вещей) и предмето-центризм. Я адепт второй из этих двух религий. Это не уникально, но по нынешним временам редкость, а когда-то даже было мейнстримом (в классицизме, например). Такая уж у нас "эпошка", что это более редкий взгляд. В истории это меняется туда-сюда, как качели: одно становится мейнстримом, другое уходит в "подполье", потом наоборот.

Метафорически эти две религии еще можно назвать "религия Нарцисса" и "религия Орфея". Религия "я" в искусстве (художник-самовыраженец и зритель-потребитель) и религия "что" в искусстве (художник с идеей служения и зритель с идеей понимания и преображения). Я выбираю религию Орфея. Адепты культа Нарцисса - мои оппоненты.
egovoru
Sep. 29th, 2016 11:18 am (UTC)
"художник с идеей служения и зритель с идеей понимания и преображения"

Тема эта меня весьма занимает, но сейчас я, в свою очередь, хочу попросить таймаут, и аж на целых две недели, т.к. реальная жизнь требует внимания.
diejacobsleiter
Sep. 29th, 2016 02:49 pm (UTC)
Good luck!