?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжка про муми-троллей, прочитанная в первом классе, меня пленила. Но «Хоббит», подсунутый восхищенными доброжелателями в студенческую пору, оставил вполне равнодушной. Так что нынешнее повальное увлечение фэнтези я наблюдаю со стороны, как врач – болезнь :)


Едва ли можно считать Дж. Р. Р. Толкина родоначальником жанра. Гомер, которого иногда указывают в этом качестве, тоже не годится – его современники наверняка воспринимали его поэмы как чистейший реализм. А вот «Сон в летнюю ночь» уже удовлетворяет всем критериям. Сам же Толкин своей «гоголевской шинелью» называл «Дом вольфингов» (1889) и другие подобные творения Уильяма Морриса.

Беспрецедентный взлет читательского интереса к произведениям такого рода в конце 20-го века заслуживает внимания социологов. Агрессивная реклама и кинопостановки сыграли, конечно, свою роль, но вряд ли это единственные причины.

Простое объяснение – удлинение периода детства у каждого нового поколения, вызванное необходимостью усваивать все больший объем знаний, накопленных человечеством. Сравнение фэнтези с научной фантастикой выявляет разочарование в техногенном прогрессе и страх перед будущим. А что еще здесь кроется, как по-вашему?



«Сон в летнюю ночь» в замечательной постановке Макса Рейнхардта

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

egovoru
Oct. 19th, 2016 12:34 pm (UTC)
Вы обнаруживаете гораздо более глубокие (профессиональные?) познания в искусстве, чем я, выступающая здесь с позиций простого обывателя. Так что я просто приму к сведению Вашу точку зрения, но не буду больше пытаться Вас переубедить.

Единственное, на что я надеюсь, это что Вы все же не имели в виду некоего предписания художникам, как именно им следует творить (ориентироваться на античные модели). Такое предписание выглядело бы, на мой взгляд, вполне абсурдно. Художник, разумеется, всегда на что-то ориентируется, всегда стоит на плечах каких-то гигантов, но эта ориентация должна быть добровольной (или бессознательной), а не навязанной извне.
diejacobsleiter
Oct. 19th, 2016 03:52 pm (UTC)
Я не понимаю, откуда взялись опасения, что я говорю о предписаниях. Среди моих ненаписанных и неопубликованных книжек, самые ненаписанные и самые неопубликованные - как раз о том, что художникам делать и что не делать. Мировая культура может спать спокойно: я не покушаюсь на ее свободы.
egovoru
Oct. 19th, 2016 11:12 pm (UTC)
А почему же написанные книжки остаются неопубликованными? Говорят, сейчас относительно несложно найти издателя? И рассматривали ли Вы возможность публикации онлайн? А то ведь, как говорил герой "Театрального романа", "нельзя писать пьесы и не играть их" ;)
diejacobsleiter
Oct. 19th, 2016 11:21 pm (UTC)
Нет-нет, это была шутка. Там сказано НЕнаписанные и неопубликованные. Смысл: я предельно далек и от попыток, и от возможностей поучения кого-либо. Там вообще у нас с Вами какое-то непонимание вышло. Вы долго старались переубедить меня по поводу чего-то, чего я и близко не говорил - ни про "недосягаемые образцы", ни про необходимость кому-то чему-то следовать. Оставим это. Несмотря на недопонимание (виной которому мое невнятное и многословное выражение мыслей), я Вам очень благодарен за общение. Схлестнемся еще по какому-нибудь поводу :)
egovoru
Oct. 20th, 2016 10:59 am (UTC)
Между тем я вспомнила, что давно хотела попросить Вас, как человека с опытом жизни в Латинской Америке, прокомментировать вот эти результаты исследований, согласно которым именно жители этих стран обнаруживают непропорционально (по отношению к доходам) высокий уровень субъективного счастья. Кажется, те исследования не охватывали конкретно Коста Рику, но вот по результатам анализа частоты улыбок на выложенных в интернет фотографиях она - на 5-м месте (а Россия - на 40-м)! Если захотите ответить, оставьте, пожалуйста, свой комментарий к тому посту, а не здесь - а то здесь он затеряется среди обсуждения другой темы.