?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжка про муми-троллей, прочитанная в первом классе, меня пленила. Но «Хоббит», подсунутый восхищенными доброжелателями в студенческую пору, оставил вполне равнодушной. Так что нынешнее повальное увлечение фэнтези я наблюдаю со стороны, как врач – болезнь :)


Едва ли можно считать Дж. Р. Р. Толкина родоначальником жанра. Гомер, которого иногда указывают в этом качестве, тоже не годится – его современники наверняка воспринимали его поэмы как чистейший реализм. А вот «Сон в летнюю ночь» уже удовлетворяет всем критериям. Сам же Толкин своей «гоголевской шинелью» называл «Дом вольфингов» (1889) и другие подобные творения Уильяма Морриса.

Беспрецедентный взлет читательского интереса к произведениям такого рода в конце 20-го века заслуживает внимания социологов. Агрессивная реклама и кинопостановки сыграли, конечно, свою роль, но вряд ли это единственные причины.

Простое объяснение – удлинение периода детства у каждого нового поколения, вызванное необходимостью усваивать все больший объем знаний, накопленных человечеством. Сравнение фэнтези с научной фантастикой выявляет разочарование в техногенном прогрессе и страх перед будущим. А что еще здесь кроется, как по-вашему?



«Сон в летнюю ночь» в замечательной постановке Макса Рейнхардта

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

noname_rambler
Nov. 12th, 2016 02:05 pm (UTC)
Я плохо помню сейчас, давно уже читал... Но из этой серии, из антиутопий, Хаксли пожалуй произвёл самое сильное впечатление. Что же касается "сомы" ... говорят, Хаксли "был в теме"... Мне же все эти попытки подобрать отмычки к реальности (тот же Метцингер, когда пошло у него в "Туннеле" про "изменённые состояния" — "ну, здрасьте"... а хорошо ведь начал) с помощью "веществ" ли, либо какими другими средствами — теперь вот "виртуальная реальность" — кажутся ... признаком инфантилизма что ли (либо старческого маразма — впадение в детство).
Повторюсь, меня "обнадёживает" тут одно соображение — никто возиться с эскапистами не будет, дадут им тихо уйти из этого несовершенного мира в "лучший мир" и ... и всё. Вот ещё законы об эвтаназии повсеместно попринимают... Кто "даст" — вот вопрос конечно...
Что же до отмычек ... мне больше нравится у Кафки, притча о вратах в конце "Процесса" — "а ты стоял перед открытой дверью, открытой только для одного тебя".
"Теперь пойду и запру их."
жестоко ... но справедливо
egovoru
Nov. 12th, 2016 02:23 pm (UTC)
Хаксли, конечно, одно время был активным пропагандистом наркотиков, а его главная книга поражает меня все больше и больше с течением времени. В художественном отношении она, конечно, довольно слаба, но верность предвидения будущего у него там совершенно поразительная.