?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжка про муми-троллей, прочитанная в первом классе, меня пленила. Но «Хоббит», подсунутый восхищенными доброжелателями в студенческую пору, оставил вполне равнодушной. Так что нынешнее повальное увлечение фэнтези я наблюдаю со стороны, как врач – болезнь :)


Едва ли можно считать Дж. Р. Р. Толкина родоначальником жанра. Гомер, которого иногда указывают в этом качестве, тоже не годится – его современники наверняка воспринимали его поэмы как чистейший реализм. А вот «Сон в летнюю ночь» уже удовлетворяет всем критериям. Сам же Толкин своей «гоголевской шинелью» называл «Дом вольфингов» (1889) и другие подобные творения Уильяма Морриса.

Беспрецедентный взлет читательского интереса к произведениям такого рода в конце 20-го века заслуживает внимания социологов. Агрессивная реклама и кинопостановки сыграли, конечно, свою роль, но вряд ли это единственные причины.

Простое объяснение – удлинение периода детства у каждого нового поколения, вызванное необходимостью усваивать все больший объем знаний, накопленных человечеством. Сравнение фэнтези с научной фантастикой выявляет разочарование в техногенном прогрессе и страх перед будущим. А что еще здесь кроется, как по-вашему?



«Сон в летнюю ночь» в замечательной постановке Макса Рейнхардта

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

Comments

noname_rambler
Nov. 13th, 2016 03:43 pm (UTC)
Что же касается собственно Ницше, то вот какой фрагмент я имел в виду.

Чезаре Борджиа

Слово «сверхчеловек» для обозначения типа самой высокой удачливости, в противоположность «современным» людям, «добрым» людям, христианам и прочим нигилистам — слово, которое в устах Заратустры, истребителя морали, вызывает множество толков, — почти всюду было понято с полной невинностью в смысле ценностей, противоположных тем, которые были представлены в образе Заратустры: я хочу сказать, как «идеалистический» тип высшей породы людей, как «полусвятой», как «полугений»… Другой ученый рогатый скот заподозрил меня из-за него в дарвинизме: в нём находили даже столь зло отвергнутый мною «культ героев» Карлейля, этого крупного фальшивомонетчика знания и воли. Когда же я шептал на ухо, что скорее в нём можно видеть Чезаре Борджа, чем Парсифаля, то не верили своим ушам.
"Ecce Homo"


ну и ещё...

...в единичных случаях на различных территориях земного шара и среди различных культур, удается проявление того, что фактически представляет собою высший тип, что по отношению к целому человечеству представляет род сверхчеловека. Такие счастливые случайности всегда бывали и всегда могут быть возможны. И при благоприятных обстоятельствах такими удачами могут быть целые поколения, племена, народы.
"Антихрист"

Алкивиад

Если же внутренний разлад и война действуют на такую натуру как лишняя возбуждающая приманка и щекотка жизни; и если, с другой стороны, вместе с мощными и непримиримыми инстинктами ею унаследованы и ей привиты также истое мастерство и тонкость в ведении войны с собою, т. е. способность обуздывать себя и умение перехитрить себя, - то перед нами появляются те волшебные, непостижимые и невообразимые, те предназначенные к победам и обаянию загадочные люди, лучшими представителями которых были Алкивиад и Цезарь (- я охотно присоединил бы к ним первого европейца в моем вкусе, Фридриха Второго Гогенштауфена), а из художников, быть может, Леонардо да Винчи. Они появляются как раз в то самое время, когда на передний план выступает вышеупомянутый слабейший тип со своим влечением к покою: оба типа связаны друг с другом и возникают от одинаковых причин.
"По ту сторону добра и зла"

... вы бы и сами могли найти эти цитаты и подобные — это нетрудно...
egovoru
Nov. 13th, 2016 03:49 pm (UTC)
Да, вторая цитата вполне убедительна (Алкивиада он все же напрямую сверхчеловеком не называет). Но остается вопрос, а почему же он столь решительно отмежевывается от героев Карлайля? Я о них тоже знаю только понаслышке, так что разница мне не видна.

Что же касается того, что "Вы сами могли бы найти цитаты" - это, конечно, верно, но зачем же тогда был бы нужен ЖЖ? ;)
noname_rambler
Nov. 13th, 2016 03:56 pm (UTC)
да ЖЖ вообще не нужен... (это я вам по секрету, никому не говорите)
egovoru
Nov. 13th, 2016 04:16 pm (UTC)
Нет, почему же? Мне он как раз кажется очень важным инструментом для распространения и освоения обществом новых идей, выдвигаемых специалистами. Я все собираюсь посвятить этому отдельный пост, но пока руки не дошли ;)

У меня, знаете ли, был очень большой скептицизм в отношении соц. сетей, и я очень долго ни в чем таком не участвовала, хотя знакомые в реале меня усиленно зазывали. Но ЖЖ, который я все-таки решилась завести, пока что вполне оправдывает мои ожидания. Благодаря ему я прочла многое, что сама по себе читать бы не стала, и вообще моя интеллектуальная жизнь с тех пор заметно оживилась.

Важно, конечно, отыскать в ЖЖ пользователей, которые воспринимают его примерно таким же образом, а не как средство для обмена кулинарными рецептами или, что гораздо хуже, как виртуальное средство для излияния своей вполне реальной ненависти.

Впрочем, и последнее, может, не так плохо - во всяком случае, некоторые полагают, что кинематографическая жестокость способствует уменьшению реальной.
noname_rambler
Nov. 14th, 2016 05:40 am (UTC)
Ну, по поводу инструмента... мне кажется это несколько завышенные ожидания ... от данного инструмента. Впрочем, я с удовольствием почитал бы ваш пост на эту тему.
Для меня данный формат скорее инструмент ... психокоррекции что ли. В том смысле, что когда ты варишься в собственном соку своих "идей" — это одно, когда ты их (своих тараканов) осторожненько выпускаешь на прогулку ... другое.
Ну и — средство расширения кругозора, это тоже, на мой взгляд. Тут важно не принимать "блоги" как источник информации — "вот *** сказал" — блин, да кто такой ***?
... даже если он семи пядей во лбу (а в ЖЖ можно встретить очень умных людей) — разве можно что-то "сказать" в жанре поста, а тем более комента? (Люди годами монографии пишут, чтобы что-то реально "сказать".)
Вот как наводка на материал по интересующей теме (те же монографии), а ещё как провоцирование интересов, то есть выход за привычный круг, "разрыв шаблонов" — вот для этого ЖЖ хорош...
egovoru
Nov. 14th, 2016 01:39 pm (UTC)
"Вот как наводка на материал по интересующей теме (те же монографии), а ещё как провоцирование интересов, то есть выход за привычный круг, "разрыв шаблонов" — вот для этого ЖЖ хорош"

Да, я примерно то же самое и имею в виду.
hyperboreus
Nov. 13th, 2016 08:15 pm (UTC)
Ну, в пользу вашей точки зрения у Ницше тоже найдутся цитаты ;)

— придется для начала взрастить новый челове-
ческий вид, в котором обычной воле, обычному инстинкту
будет сообщена закалка и стойкость многих и многих поко-
лений,— новый господствующий вид, господствующую кас-
ту...

...теперь стало возможным
возникновение международных племенных союзов, кото-
рые поставили бы себе задачу по выведению господствую-
щей расы, будущих «хозяев Земли»; это новая, неимовер-
ная, построенная на жесточайшем само-законодательстве
аристократия, в которой воле философов насилия и тира-
нов-художников будет дана закалка на тысячелетия: высший
вид человеческого рода, который, благодаря своему прево-
сходству в воле и знании, богатстве и влиятельности, во-
спользуется демократической Европой как своим послуш-
ным и динамичным инструментом, чтобы взять судьбы Зем-
ли в свои руки, чтобы над самим созданием «человек» по-
работать как художник над произведением искусства.


Проблема в том, что у Ницше нет строгой системы, согласно которой можно было упорядочить все его взгляды. Иногда он расставляет одни акценты, иногда другие. Был у него период увлечения "позитивной наукой", "дарвинизмом", потом, как всегда, преодоление, формирование своего "особого взгляда". Ницше - это река: зайти дважды с одинаковым результатом невозможно ))

А насчет разногласий с Карлейлом, то есть совершенно исчерпывающий абзац:

В великом человеке некоторые специфические свойства
жизни — несправедливость, ложь, эксплуатация — явлены в
наибольшей мере. Но поскольку эти люди оставили величе-
ственный и грандиозный след, их сущность предпочитали
понимать превратно и перетолковывать в добро. Образчик:
Карлейль как интерпретатор.







egovoru
Nov. 13th, 2016 09:12 pm (UTC)
"их сущность предпочитали
понимать превратно и перетолковывать в добро"

То есть, Карлейл считал, что гений и злодейство несовместны, а Ницше полагал, что вполне?

"Иногда он расставляет одни акценты, иногда другие"

Это понятно: у живого человека на протяжении жизни взгляды все же меняются :)

"аристократия, в которой воле философов насилия и тиранов-художников будет дана закалка на тысячелетия"

Судя по тому, что в качестве образцового тирана он выбрал художника, у него были весьма своеобразные представления о тирании ;) А кто же такие "философы насилия" - это какие-то определенные философы (и тогда кто именно?) или, по его мнению, вообще все философы по самой своей природе - насильники (как все художники - тираны)?


hyperboreus
Nov. 14th, 2016 10:58 am (UTC)
То есть, Карлейл считал, что гений и злодейство несовместны, а Ницше полагал, что вполне?*//

Ну, скорее Ницше вообще выводил "героев" за пределы добра и зла, предпочитая оценивать их такими характеристиками, как сила, воля, сложность, благородство, жертва и проч. Это очень древние эпические характеристики, а добро и зло, как считал Ницше, придумали христиане, возведшие в культ слабость, нищету, аскетизм.

Судя по тому, что в качестве образцового тирана он выбрал художника, у него были весьма своеобразные представления о тирании //

Разумеется, как и практически обо всем )
Довольно ваять только из мрамора! - говорил он. Пора ваять из людей. Естественно, люди будут сопротивляться. Тут и нужен тиран (он же философ насилия - ведь править, по-платоновски, что Ницше разделяет, должны философы - ну а кто еще?). Его, конечно, сначала проклянут. Но в итоге скажут спасибо. Такова неблагодарная доля подлинного тирана. Но были ли такие в истории? Сомневаюсь.


egovoru
Nov. 14th, 2016 01:27 pm (UTC)
"Пора ваять из людей"

А! "Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей" ;)

"Тут и нужен тиран (он же философ насилия - ведь править, по-платоновски, что Ницше разделяет, должны философы"

Спасибо, теперь понятно.
kostya_h
Nov. 14th, 2016 01:33 pm (UTC)
«он же философ насилия - ведь править, по-платоновски, что Ницше разделяет, должны философы - ну а кто еще?»
Я смотрю, у философов вообще всё в порядке с ЧСВ. Скромняги, иначе и не скажешь.
egovoru
Nov. 14th, 2016 01:52 pm (UTC)
Но Платон действительно полагал, что править должны философы, и, надо сказать, от этой мысли довольно трудно отделаться ;)
kostya_h
Nov. 14th, 2016 01:55 pm (UTC)
Не, я в курсе. Просто очередной повод для сарказма вспомнить всех этих «сирых и убогих».
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2016 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Nov. 14th, 2016 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2016 12:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Nov. 15th, 2016 08:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2016 11:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Nov. 15th, 2016 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2016 12:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Nov. 15th, 2016 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 16th, 2016 12:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Nov. 16th, 2016 08:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 16th, 2016 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 14th, 2016 02:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2016 12:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 15th, 2016 11:50 am (UTC) - Expand
hyperboreus
Nov. 14th, 2016 02:43 pm (UTC)
Ну а причем тут ЧСВ? Вполне реальная оценка ситуации..
Кстати, римлянам удалось пару раз иметь на троне правителя-философа. Эпоху Марка Аврелия потом назвали "Золотым веком", да и Юлиан успел провести много благих реформ, хоть и недолго ему выпало править.. А вообще интеллектуала не так просто заставить править - именно этим он отличается от рвущегося по головам наверх честолюбца. Японский император Удэ процарствовал 10 спокойных лет, а потом оставил трон (в 31 год!) ради буддизма и каллиграфии. Что ж, его сыночек потом даже не пустил его во дворец..

Edited at 2016-11-14 02:48 pm (UTC)
kostya_h
Nov. 14th, 2016 04:01 pm (UTC)
Если исходить из ваших же примеров, то как раз не очень реальная.
Честный интеллектуал, в первую очередь, не знает, как править. Во вторую, таки да, воля к власти, сиречь, тяга к сильному доминированию, без чего, конечно, можно править, но недолго (единичные случаи есть). А умозрительно рассуждать, де, вот так сюда, а это мы сюда — и вот у нас тут уже идеальное гос-во...ну да, ну да, сильны словами воздух сотрясать. Собственно, как и тот же Ницше — сверхчеловек в хиленьком тельце, да ещё больной шизофренией.
(no subject) - hyperboreus - Nov. 14th, 2016 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Nov. 14th, 2016 04:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 14th, 2016 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2016 12:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 15th, 2016 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2016 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 15th, 2016 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 16th, 2016 12:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 16th, 2016 09:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 16th, 2016 12:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 16th, 2016 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 16th, 2016 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 16th, 2016 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 16th, 2016 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 17th, 2016 10:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 17th, 2016 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 17th, 2016 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 17th, 2016 01:50 pm (UTC) - Expand