У этих романов много общего, и по форме – оба они представляют собой историю жизни современной автору героини, и по тональности – оба воспринимаются, как утверждение, что жить – стóит, несмотря на присущий жизни трагический характер, хотя Мопассан осознает этот трагизм несколько более отчетливо, чем Льюис. Несомненны, на мой взгляд, и художественные достоинства обоих, хотя роман Льюиса сегодня уже никто не помнит, как и самого этого нобелевского лауреата – а напрасно.
Но до чего же различны в этих книгах не только сами героини, но и отношение к ним автора! Для Мопассана женщина – явно существо другой породы, чем сам писатель, и хотя и вызывает у него сочувствие, но еще больше – недоумение. А вот для Льюиса в его героине уже нет абсолютно ничего непонятного, что было бы специфически связано с ее полом – и это при том, что она отнюдь не превращается у него в мужчину. Причем, эти различия – вовсе не отражение индивидуальных особенностей психологии конкретных авторов, а зеркало времени.
