?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

For the loser now will be later to win

Только уже в перестройку мне в руки попала пластинка «Мелодии» с песнями прежде неведомого автора, пленившими меня сразу и навсегда. Интересно, что об этом решении Нобелевского комитета думают достопочтенные Рейн с Кушнером?



Posts from This Journal by “песни нашего века” Tag

  • Yes, I'm walkin' to New Orleans

    «Хижину дяди Тома» я прочла в самом подходящем возрасте – в первом классе. Больше всего меня заинтриговало то место, где (второстепенный) герой,…

  • Only you

    Хотела было выложить сегодня серьезный пост про очередную теорию сознания, но вовремя спохватилась: ну, кто будет читать такое в древний праздник…

  • Давай покрасим холодильник в черный цвет

    Я всегда думала, что эта хулиганская песенка была написана на знаменитую «тему Аполлонии» Нино Рота из «Крестного отца» (1972). А тут случайно…

Comments

steblya_kam
Oct. 15th, 2016 09:07 am (UTC)
Вы меня немало позабавили как кандидата филологических наук и бывшего шекспироведа. О Шекспире ещё в начале 19-го века говорили в таком же тоне, как Вы говорите о Бобе Дилане - что, мол, культурный человек не может считать гениальной эту дикую попсу с кровищей и призраками.
alex_new_york
Oct. 15th, 2016 10:37 am (UTC)
Разве я говорю что-то негативное о Бобе Дилане? Я к его творчеству и к авторской песне вообще отношусь очень хорошо. Но только при чем здесь литература?

Мне по этому поводу вспоминается, как лет тридцать назад Булат Окуджава на вечере, посвященном его новому роману, отвечал на вопросы зала и раздражался, когда в каждом втором вопросе его просили спеть. "Может, вам еще и сплясать?" - не выдержал он наконец. - "Вы пришли на встречу с писателем!"

Талантливый и всеми любимый Окуджава прекрасно понимал разницу между литературой и пением под гитару. Если отдельно взятые филологи и шекспироведы предпочитают не понимать этой разницы - это вопрос их личного мнения и вкуса. Но когда подобное непонимание изображает Нобелевский комитет по литературе, то это уже преднамеренная профанация и размывание наших представлений о литературе, предложение считать литератором того, кто может взять гитару и петь тексты собственого сочинения.

Может, писателю в наши дни имеет смысл для Нобелевского комитета по литературе еще и сплясать?


Edited at 2016-10-15 10:45 am (UTC)
steblya_kam
Oct. 17th, 2016 06:34 am (UTC)
Ну помашите своей культурностью перед "отдельно взятыми филологами и шекспироведами", которые, убогонькие, не понимают-де ничего. А я посмеюсь.
Вы серьёзно не знаете, что литература в виде напечатанной книжки существует только лет пятьсот, не больше? Что ещё трубадуры исполняли свои песни под музыку, а не издавали их? Не знаете этимологию слова "лирика"? Ничего, что вся история мировой литературы началась с чувака, который сидел где-то на парапете и бренчал на струнном инструменте про то, как на войне выпускают кишки? Гомер его звали, есличо.
А слово "гитара" именно от слова "кифара" происходит. На которой Гомер и Орфей играли. Гомеру и Орфею современная культурненькая публика точно не дала бы Нобелевской премии :-)
alex_new_york
Oct. 17th, 2016 11:51 am (UTC)
И что? Какое отношение всё это имеет к Нобелевской премии по современной литературе? Вы ведь не присудите Нобелевскую премию по медицине шаману на том основании, что медицина уходит корнями в шаманизм? И звуков современной Гомеру четырехструнной кифары вы бы и двух минут не выдержали. Поскольку ожидаете от музыки существенно большего. Вот и требования человечества к
поэзии со времен Гомера изменились, от нее в наши дни ждут существенно большего.

Впрочем, вряд ли стоит ждать глубины и убедительности от комментария написанного в подобном тоне ("помашите своей культурностью... а я посмеюсь", "Гомер его звали, есличо"). С такими комментариями лучше не спорить, а просто их игнорировать.
egovoru
Oct. 17th, 2016 12:28 pm (UTC)
Да, мне тоже кажется важным сохранение уважения к собеседнику, даже имеющему другое мнение. А излишнюю задиристость нашей собеседницы я отношу на счет ее относительной молодости :)
steblya_kam
Oct. 18th, 2016 07:56 am (UTC)
Я умею писать и в другом стиле. Я вижу, Вы не сумели подобрать другого аргумента кроме того, что "Гомер - это Гомер, а Боб Дилан... в общем, он Боб Дилан" - и перешли на обсуждение моей личности и стилистики письма.
Неуважение я проявляю не лично к Вам, а к позиции высокомерия, которую Вы заняли: Вы считаете себя полномочным решать, что литература, а что нет, и ограждать территорию литературы колючей проволокой - "посторонним вход воспрещён". Вы хотите, чтобы Нобелевский комитет выполнял роль администрации, решающей, кого пускать в литературу, а кого нет, и ещё и принимал такие решения, которые нравятся Вам. Такое "другое мнение" я действительно не уважаю. Простите.
alex_new_york
Oct. 18th, 2016 11:04 am (UTC)
А мне Нобелевский комитет по литературе напоминает междусобойчик который может по-свойски впустить в мировую литературу через боковую дверь кого-нибудь вроде Черчилля. Или по-свойски присудить популярному автору и исполнителю Бобу Дилану Нобелевскую премию по литературе "за развитие американской песенной традиции". Мне это кажется профанацией литературы и политизированным бесстыдством. Попыткой продавить полезное и выгодное кому-то в качестве эталонов мировой культуры.

Но самое грустное не это. Самое грустное - когда выросшие на литературе Толстого и Чехова, Булгакова и Маяковского образованные и интеллигентные люди по внутреннему душевному порыву бросаются на защиту этого бесстыдства, юродствуя в адрес возмущенных этим бесстыдством, оскорбляя их ("помашите своей культурностью", "а я посмеюсь", "Вы серьёзно не знаете, что...", "Гомер его звали, есличо") и обличая как реакционеров (тут и "колючая проволока", и "считаете себя полномочным решать, кого пускать в литературу, а кого - нет").

И никто вокруг не замечает подмены понятий. Никто не замечает, как расчетливое бесстыдство стало символом прогресса, а подлинно великое оказалось оттесненным на второй и третий план. Никто не возмущается, когда вроде бы интеллигентные люди юродствуют и оскорбляют тех, кто посмел выразить несогласие с таким порядком вещей. Когда подобное происходит в стране Пушкина и Толстого, Чехова и Булгакова, Маяковского и Цветаевой, - вот это как раз самое грустное.