?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Всякий посетивший Россию иностранец непременно отмечает неулыбчивость ее жителей. Сами же они воспринимают обязательную американскую (а равно и европейскую, и уж тем более японскую) улыбку как «фальшивую». Интересно, почему?


В России улыбкой, как медалью, награждают того, кто заслужил личное расположение; раздача же медалей направо и налево быстро их обесценивает.

Лингвист Иосиф Стернин подробно разбирает эту специфику русской улыбки в своей статье, на которую меня навел уважаемый leonid_b. Причину он видит в том, что «жизнь рядового русского человека была крайне тяжелой во всех смыслах, в результате чего, возможно, озабоченность закрепилась как нормативная бытовая мимика русского человека». Но я сомневаюсь, что жизнь рядового американского колониста была много легче – впрочем, может, колонисты и не улыбались?


Американская улыбка в исполнении братьев Кеннеди (1960)

Posts from This Journal by “цивилизация” Tag

  • Учитесь властвовать собою

    Иные верят, что «цивилизованный человек» отличается от «дикаря» лучшей способностью сознательно контролировать свое поведение. (Заметьте, в этом…

  • Пришли европейцы: земля им нужна

    Мало кто не согласится, что последние несколько столетий в мире доминирует условно «западная» цивилизация – то есть, цивилизация, начавшая…

  • Мой дух летит туда, к Востоку

    На сферической планете любое определение запада и востока сугубо ситуативно. Тем не менее, мы уверенно оперируем понятиями типа «западная…

Comments

egovoru
Oct. 22nd, 2016 10:34 am (UTC)
Кстати сказать, Ваш автор сам-то выступает в поддержку обязательной улыбки (в интервью на том же сайте):

Стернин: Нельзя мрачно танцевать и мрачно петь, потому что никто не получит от этого удовольствия. Почему же можно мрачно обслуживать?

Корреспондент: Казалось бы, это очевидно. Разве нет?

Стернин: Далеко не для всех. К сожалению, у нас в сфере обслуживания по-прежнему процветает хамство… Во всем мире «коммерческая приветливость» вырабатывается на специальных тренингах. В Финляндии, коренные жители которой вообще-то неулыбчивые и неразговорчивые, в супермаркетах сегодня работают сплошь веселые и общительные девушки и ребята. И в основном – финны. Я поинтересовался, откуда они такие взялись, ведь раньше там все было иначе - гораздо более сурово. Оказывается, кадровые службы магазинов дают объявления о том, что требуются люди с «клиентоориентированным» характером - коммуникабельные, жизнерадостные, «обращенные к людям».

Корреспондент: То есть финны как-то преодолевают свою эмоциональную закрытость?

Стернин: Они понимают: если уж не можете искренне улыбнуться, то хотя бы имейте приветливый внешний вид. Этим вы поможете самому себе. Приветливость внешняя подчас переходит в приветливость внутреннюю. Окружающие это чувствуют и, соответственно, начинают теплее к вам относиться. Поэтому для начала нужно добровольно надеть маску приветливости, дать себе такое задание - и тогда дело наверняка пойдет на лад.
leonid_b
Oct. 22nd, 2016 10:57 am (UTC)
Вообще-то у нас сейчас в сфере обслуживания хамство отнюдь не процветает... Уж и не знаю, что И.А. имеет в виду.
Тем более что между хамством и внешней приветливостью отношения значительно сложнее и многообразнее, чем простая противоположность.
А в общем лучше не заимствовать чужие формы общественной жизни, не побеспокоившись об их соответствии присущим данной культуре собственным формам, обоснованным своими ценностями.
Мне как-то в конце 90-х пришлось участвовать в проекте, изучающем поведение людей на расплодившихся тогда мелкооптовых рынках. И я увидел, каковы бывают новые, но обоснованные формы и способы нахождения взаимопонимания в таких, совершенно новых структурах. Очень было любопытно. Я даже статью об этом где-то написал, преимущественно от восхищения и изумления, до чего же наш великий народ умён, изобретателен и нетривиален.
Но всегда есть соблазн, увидев, как здорово какая-то задача решается в другой стране, перенести этот способ решения сюда, в надежде, что и у нас будет так же здорово. Владимир Соловьёв в дискуссии со Страховым язвил по этому поводу: "У моего богатого соседа есть свой выезд. Следственно, мне тоже завести свой выезд, и я сразу разбогатею".
Хотя, конечно, по всякому бывает.
egovoru
Oct. 22nd, 2016 11:32 am (UTC)
"Очень было любопытно. Я даже статью об этом где-то написал"

А доступен ли этот текст в сети? Может, Вы захотели бы выложить его у себя в журнале?

"А в общем лучше не заимствовать чужие формы общественной жизни"

Но ведь человеская культура распространяется именно заимствованием, подражанием: собственно, культура и есть способность к подражанию? Меня беспокоит болезненное отношение к подражанию - то есть, обучению, часто проявляющееся у наших сограждан и общества в целом. Мне кажется, это - печальное следствие длительного существования за железным занавесом :(

leonid_b
Oct. 22nd, 2016 01:30 pm (UTC)
Текст долго искать, он был опубликован, по-моему, в конце 90-х где-то в "Знании-силе". По-моему, не помню точно. Искать долго, да и некогда.

Культура есть способность не к подражанию, а к придумыванию нового, с последующим распространением. Одним подражанием ничего не сделаешь, и человеком не станешь. Русские как раз и славятся в мире своей удивительной способностью решать нетривиальные задачи в необычных условиях. Чистое подражание - этого у нас не водилось, по крайней мере последние пять-шесть веков. Обстановка не позволяла.

Я не думаю, что зацикленность на советском периоде нашей жизни имеет какой-нибудь смысл, кроме чисто психотерапевтического. В конце концов, этот период длился меньше двух поколений, он даже разрушить предыдущую культуру толком не смог. Какая уж тут длительность...

Но для многих, у которых именно их индивидуальная жизнь пришлась на эти неполные два поколения, склонны к преувеличению значения тогдашних слов и рассуждений. Вряд ли это имеет какое-то значение к нашей культуре. Так, случайная мутация.
egovoru
Oct. 22nd, 2016 02:24 pm (UTC)
"Культура есть способность не к подражанию, а к придумыванию нового, с последующим распространением"

А разве "последующее распространение" не есть именно подражание? Разумеется, я вовсе не призываю исключительно к подражанию, но, мне думается, как раз скорейшее усвоение чужого полезного опыта и способствует новаторству. А если чужой опыт никак не становится своим, то единственное, что из этого проистекает - это бесконечное изобретение все того же велосипеда и, хуже того, бесконечное наступание все на те же грабли. Разве нет?

"В конце концов, этот период длился меньше двух поколений, он даже разрушить предыдущую культуру толком не смог"

Хорошо, коли так :) Но вряд ли режим, намерения которого декларировались как "разрушение до основания старого мира" совсем уж не преуспел в этой своей задаче?

Edited at 2016-10-22 02:25 pm (UTC)