?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Происхождение некоторых синестезических метафор видно невооруженным глазом: красный и желтый мы называем «теплыми» цветами потому, что это цвета огня, а синий и зеленый – «холодными» потому, что это цвета воды, которая обычно бывает холоднее наших 37 градусов. Также понятно, почему мы характеризуем тепло «высокой» температурой: нагретый воздух (и вместе с ним видимый глазу дым) поднимается вверх, а холодный – опускается вниз, где температура «низкая».


А вот почему в одной октаве «до» мы называем «низкой» нотой, а «си» – «высокой», а не наоборот? В конце концов, ведь мужчины, чьи голоса мы называем «низкими», в среднем выше женщин с их «высокими» голосами?


Стрит-арт в Вальпараисо, Чили (фото отсюда – и там еще много других замечательных лестниц :)

А вот обсуждение этой темы на ru_etymology.

Tags:

Posts from This Journal by “язык” Tag

  • Кто тамъ гнѣвно свирѣпѣетъ?

    Во френдленте бушуют страсти по старой орфографии. Многочисленность ее приверженцев явилась для меня полной неожиданностью: сама я даже точки над…

  • Я – маленькая поэтесса

    Иные поборники женского равноправия пытаются создать параллельную линейку слов для обозначения профессий, да только сам язык уж больно…

  • На далекой Амазонке не бывал я никогда

    Первое постсоветское поколение уже приближается к возрасту Христа (если считать с 1985-го года, не с 1991-го), а споры о том, что же представляла…

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
brightist
Nov. 23rd, 2016 04:09 pm (UTC)

про звуковые частоты вы явно ничего не слышали

deadmadcat
Nov. 23rd, 2016 08:24 pm (UTC)
А при чем тут? Голоса и звуки называли высокими и низкими еще до того, как стала известна физическая природа явления.
(no subject) - brightist - Nov. 23rd, 2016 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 12:34 am (UTC) - Expand
skichmana
Nov. 23rd, 2016 06:14 pm (UTC)
Может быть, это связано с аппликатурой какого-нибудь старого инструмента? Например, дудочки. Если направить её вниз и зажать верхнюю дырочку, будет звук высокий. А если нижнюю - то низкий.
egovoru
Nov. 24th, 2016 12:43 am (UTC)
А вот играя на виолончели, надо действовать наоборот: прижимать струну ниже, чтобы извлечь более выские ноты. А на фортепьянной клавиатуре ноты вообще расположены справа налево, а не сверху вниз ;)
(no subject) - skichmana - Nov. 24th, 2016 09:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 01:31 pm (UTC) - Expand
kallypigos
Nov. 23rd, 2016 08:06 pm (UTC)
Вслепую звуки, исходящие из точечного источника или источников, кажутся исходящими из источников, расположенных на разной высоте, в зависимости от высоты звуков (фундаментальной частоты). Нам психологи в университете демонстрировали, когда я училась. Это вполне реальная и устойчивая иллюзия восприятия.

Edited at 2016-11-23 08:07 pm (UTC)
egovoru
Nov. 24th, 2016 12:21 am (UTC)
Действительно, подобные результаты были опубликованы. Мне, однако, кажется, что они допускают и обратную интерпретацию: то есть, испытуемые, у которых ведь уже есть прочная ассоциация высокочастотных звуков со словом "высокий", а низкочастотных - со словом "низкий", соответственно помещают и источник звука. А?
(no subject) - kallypigos - Nov. 25th, 2016 09:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - kallypigos - Nov. 25th, 2016 10:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 25th, 2016 01:35 pm (UTC) - Expand
deadmadcat
Nov. 23rd, 2016 08:22 pm (UTC)
Может, это от положения гортани? Писклявый голос получается, если поднять гортань, низкий - если опустить.

Есть подозрение, что высокая\низкая температура со шкалой термометра связана.
egovoru
Nov. 24th, 2016 01:04 am (UTC)
"Писклявый голос получается, если поднять гортань, низкий - если опустить"

Да, вот здесь тоже предлагают подобное физиологическое объяснение:

"Since your chest cavity is larger it resonates more at lower notes compared to your sinus which resonate at higher notes, and of course our sinuses are phyiscally higher than our chests" ("Поскольку ваша грудная клетка больше, она резонирует с более низкими нотами по сравнению с носовыми пазухами, которые резонируют с высокими нотами, а носовые пазухи расположены конечно выше грудной клетки").

Но, честно сказать, это объяснение не кажется мне очень убедительным: разве мы сами чувствуем это резонанс или положение гортани?

Что же касается связи высокой-низкой температуры с термометром, то, наверное, это так и есть, потому что само слово "температура" едва ли появилось раньше, чем изобрели предмет для ее измерения. А просто о тепле мы вроде бы не говорим, что оно "высокое".

Edited at 2016-11-24 01:29 am (UTC)
(no subject) - deadmadcat - Nov. 24th, 2016 02:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmadcat - Nov. 24th, 2016 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 03:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 25th, 2016 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmadcat - Nov. 25th, 2016 04:31 pm (UTC) - Expand
diejacobsleiter
Nov. 24th, 2016 08:17 pm (UTC)
По-испански этого нет. Там voz alta и voz baja это не высокий и низкий голос, а громкий и тихий голос. Высокая и низкая нота называются nota aguda, nota grave, по латинской традиции. В английском повышение ноты называется sharp, в латинском духе, но высокие и низкие звуки можно называть high and low.

В шуточной песне из 12 ночи есть фраза

O, stay and hear; your true love's coming,
That can sing both high and low:

Это шутка, но вот я не знаю, как правильно ее понять: умеет петь высоким и низким голосом или умеет петь тихо и громко. (Или даже: высоким штилем - и низким, похабным)

Edited at 2016-11-24 08:19 pm (UTC)
egovoru
Nov. 24th, 2016 08:31 pm (UTC)
Да, ассоциация высокого звука с громким, а низкого - с тихим вроде бы есть и в других языках, а интереснее всего с альтом: вроде бы римляне этим словом обозначали и высоту, и глубину, но у нас "глубокий" голос - это бас :)

Sharp - у нас тоже есть параллель: наш "пронзительный" звук - это не просто громкий, но именно высокий, ведь правда?

В современном же английском high pitch и low pitch вроде бы вполне однозначно понимаются.
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 09:46 pm (UTC) - Expand
0lenka
Nov. 27th, 2016 01:23 pm (UTC)
Когда меня в шесть привели в музыкальную школу, я именно что внутренне воспринимала низкие ноты "высокими" и наоборот. Объяснить это конкретнее у меня сейчас не получилось бы, но само ощущение, что надо специально переучиваться воспринимать все навыворот, помню очень хорошо.
egovoru
Nov. 27th, 2016 01:49 pm (UTC)
Очень интересно, потому что исследователи пишут, что тенденция связывать высокие ноты с высоким положением вообще-то обнаруживается еще у детей, не умеющих говорить - причем, только в тех культурах, в языке котороых существует такая ассоциация. То есть, они улавливают ее из разговоров взрослых, еще не понимая, о чем те говорят.

Если это верно, то, возможно, окружающие Вас взрослые каким-то образом сформировали противоположную ассоциацию?

Как заметил другой комментатор, лестница на фото под катом тоже раскрашена так, что высоким нотам соответствует низкое положение ступенек. Как видно, у художника тоже было обратное восприятие, как и у Вас в детстве!
(no subject) - 0lenka - Nov. 27th, 2016 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 27th, 2016 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 0lenka - Nov. 27th, 2016 05:30 pm (UTC) - Expand
slobin
Nov. 27th, 2016 01:47 pm (UTC)
Я в детстве на этом сломался: мне было очевидно, что должно быть наоборот. Ну то есть метафора "высокий" - "большой" - "громкий" - "страшный" - "похож на карабаса-барабаса" казалась естественной, а наоборот -- нет. Ну то есть, "спеть выше" я воспринимал как "повысить голос" -- сказать громко и БАСОМ.

... Перекрёсток улиц Оков и Цветов ...

egovoru
Nov. 27th, 2016 01:53 pm (UTC)
"должно быть наоборот"

На самом деле ассоциация высоты звука с его громкостью как раз встречается во многих языках и, действительно, кажется естественной.

Что же касается ассоциации высоты с басом, то присмотритесь, как раскрашены ступеньки на фото под катом - именно так! Должна признаться, что сама я этого не заметила, но один из комментаторов на ru_etymology оказался внимательнее :)
livejournal
Nov. 28th, 2016 06:21 am (UTC)
No title
User suiminat referenced to your post from No title saying: [...] воды, которая обычно бывает холоднее наших 37 градусов. http://egovoru.livejournal.com/95323.html [...]
( 33 comments — Leave a comment )