?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Художник нам изобразил

Извечный вопрос о том, «ведет» ли художник публику за собой к новым эстетическим рубежам или, наоборот, «выражает» уже присущие ей идеалы, неразрешим еще и потому, что здесь нельзя рассматривать публику как монолит.


Всегда существует ближайший круг заказчиков и поклонников, которым кажется, что художник создал то, что они бы сами хотели, если б могли. В том случае, когда эта группа достаточно влиятельна в обществе, через некоторое время и другие обучаются видеть красоту в том, в чем видят ее они. А?


Клод Моне. Сирень на солнце (1872-1873). ГМИИ им. Пушкина.
Говорят, именно это полотно вдохновило Мандельштама на стих в заглавии

Posts from This Journal by “искусство” Tag

  • Он обнаружил в зеркале лицо

    Устройство художественных выставок – само по себе искусство. Удачный подбор и развешивание экспонатов способны создать целое, эффект которого…

  • Вспомните, как к берегам Австралии

    Распространение европейской цивилизации обычно сказывается весьма плачевно на традиционной культуре завоеванных земель. Но бывают и вселяющие…

  • Что-то физики в почете

    Дискуссия, развернувшаяся в советской печати в середине прошлого века, почти дословно воспроизводит спор Евгения Васильевича Базарова и Павла…

Comments

( 161 comments — Leave a comment )
marigranula
Nov. 23rd, 2016 05:38 pm (UTC)
Вы говорите о способности видеть красоту в высоком искустве как признак принадлежности к определенной группе?
https://www.princeton.edu/~artspol/orchestras/suggested_readings/dimaggio%20and%20mukhtar%20paper.pdf
egovoru
Nov. 24th, 2016 01:07 am (UTC)
Нет, я скорее об известном феномене, когда начинающий художник (например, Модильяни) сталкивается с полным равнодушием или даже отрицанием его творчества со стороны публики, но с течением времени становится чрезвычайно популярным. Значит ли это, что публика до него "доросла"?
(no subject) - marigranula - Nov. 24th, 2016 05:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Nov. 24th, 2016 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Nov. 24th, 2016 03:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Nov. 24th, 2016 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 24th, 2016 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 24th, 2016 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 24th, 2016 03:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 24th, 2016 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 25th, 2016 10:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 04:24 pm (UTC) - Expand
diejacobsleiter
Nov. 23rd, 2016 05:52 pm (UTC)
Мне этот вопрос не кажется ни извечным, ни имеющим хоть какое-то отношение к искусству, но это не выпад против Вашего права задавать его, поймите меня правильно, я просто пытаюсь включить GPS и найти этот вопрос на карте истории искусства.

Публике - лет двести, не больше. Ну и в античности тоже несколько веков была публика, ходившая массово на трагедии и голосовавшая за победителей (ибо это были еще и конкурсы поэтов) и тем влиявшая хоть как-то на ход истории искусства.

Публика появилась с романтизмом, с коммерциализацией искусства, которую принес романтизм, с появлением длинноволосых "непонятых гениев" и "непонимающей толпы" (радостно подхватившей эту игру в непонимание гения). Это время массовых выставок, виртуозных шоу-концертов Паганини-Листов-Шопенов, журнальной литературы и т.д.

Кто ведет в кружении этого двухсотлетнего вальса - непонимающая публика или непонятый гений, сказать трудно. По условиям игры, "гений". По условиям неписанного контракта - "толпа". Иногда - импрессарио-сводня, стоящий тихо за колонной на балу...

Группа заказчиков и ценителей - это не толпа, это люди из другой эпохи (или из другой ЭТИКИ), когда аристократия или истинные джентльмены или (ближе к нашему времени) люди с ДРУГИМ отношением к искусству - УЧИЛИСЬ ему профессионально или почти профессионально - рисовать, играть на инструментах, танцевать, грамотно писать стихи.

Мы как-то с Вами говорили о потребительском отношении к искусству, когда человек сидит на диване и требует, чтобы искусство забавляло его таким какой он есть, а он будет об этом искусстве "иметь суждение"; и - "альтернативной" этике, когда человек сам движется к искусству, учится, меняется, и считает искусство мерой всех вещей, а не любимого себя.

Я приведу один пример: в эпоху Венского классицизма были люди, которые поняли его конфигурацию Гайдн-Моцарт-Бетховен чрезвычайно рано, когда Бетховен был еще юношей, не сделавшим НИЧЕГО. Они "провидели" эту святую троицу музыки и замкнули ее, "найдя третьего". И - !!! - помогли Бетховену деньгами, отправив его в Вену учиться у Гайдна (т.е. помогли истории осуществиться!). Процитирую напутственное письмо Вальдштейна, чудеснейший документ эпохи:

Дорогой Бетховен! Вы отправитесь в Вену, осуществив таким образом вашу заветную мечту. Гений музыки все еще оплакивает смерть Моцарта; он приютился временно у Гайдна, неисчерпаемого источника гармонии, но не там ему проявить свое величие и мощь; он уже ищет вокруг себя избранную натуру, чтобы служить ей. Поезжайте, работайте без устали; из рук Гайдна вы получите дух Моцарта. Ваш истинный друг Вальдштейн.

Вот образец не-толпы, не-публики, а мудрой и просвещенной группы знатоков и ценителей, которая - да, двигала историю искусства.

Публика с идеей "развлекай меня таким какой я есть" - немножко другая история, правда? Она может только превращать ВСЁ искусство в шоу-бизнес, не оставляя ему собственной ниши. Этот процесс можно считать завершенным.

Когда-то тираны вроде Сталина и Гитлера пытались диктовать историю искусства. Это было ужасно, но тут и там по щелям прятались люди, которые занимались искусством серьезно. На сегодняшний день искусство имеет более страшного диктатора - Рынок. Он куда более жесток, чем Гитлер и Сталин, он подавляет всякую попытку сопротивления - экономически, оставляя выжженную землю. Это так было НЕ ВСЕГДА. Это результат работы тех диванных ценителей, которые не хотят ничему учиться, но хотят судить "превыше сапога".

Edited at 2016-11-23 06:11 pm (UTC)
egovoru
Nov. 24th, 2016 01:20 am (UTC)
Если я Вас правильно поняла, то все люди разделяются на профессионально обученных искусству и необученных; только первые и влияют на эволюцию искусства. Тогда возникает вопрос: а куда относятся просто любители? Те, кто никогда не учился, но, например, просто любит на досуге рисовать, в качестве хобби - этих мы сразу заносим в толпу?

Наконец, куда мы отнесем коллекционеров - например, всяких Щукиных и Ко - разве они профессионально учились живописи? Вон, Дягилев точно никогда не учился балету, но вряд ли будет иметь смысл отрицать его влияние на развитие этого искусства?
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 01:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 02:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 02:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 02:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 02:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 02:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 03:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 04:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Dec. 11th, 2016 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 11th, 2016 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Dec. 11th, 2016 04:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 11th, 2016 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 02:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 02:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 03:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 05:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 06:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 06:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 06:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Nov. 24th, 2016 02:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 05:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 05:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 06:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Nov. 24th, 2016 10:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 10:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 11:07 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 11:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 11:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 11:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 25th, 2016 12:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 25th, 2016 12:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 25th, 2016 12:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Dec. 11th, 2016 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 24th, 2016 11:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Nov. 25th, 2016 12:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Nov. 25th, 2016 12:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Nov. 25th, 2016 01:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 25th, 2016 02:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Nov. 25th, 2016 02:37 am (UTC) - Expand
Бугеро - noname_rambler - Dec. 11th, 2016 01:01 pm (UTC) - Expand
Re: Бугеро - egovoru - Dec. 11th, 2016 03:17 pm (UTC) - Expand
Re: Бугеро - noname_rambler - Dec. 11th, 2016 04:17 pm (UTC) - Expand
Re: Бугеро - diejacobsleiter - Dec. 11th, 2016 04:47 pm (UTC) - Expand
Re: Бугеро - noname_rambler - Dec. 11th, 2016 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 25th, 2016 12:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Nov. 26th, 2016 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 26th, 2016 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Nov. 26th, 2016 03:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 26th, 2016 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Nov. 27th, 2016 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 27th, 2016 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Nov. 27th, 2016 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 27th, 2016 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Nov. 27th, 2016 11:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 28th, 2016 02:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Nov. 28th, 2016 06:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 29th, 2016 12:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Nov. 29th, 2016 03:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 29th, 2016 04:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 14th, 2016 11:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 25th, 2016 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Dec. 26th, 2016 02:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 26th, 2016 01:22 pm (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 23rd, 2016 06:13 pm (UTC)
ЕЩЕ ОДИН РАЗГОВОР У EGOVORU
User diejacobsleiter referenced to your post from ЕЩЕ ОДИН РАЗГОВОР У EGOVORU saying: [...] У досточтимой начинается разговор о публике и ее (или не ее) воздействии на искусство [...]
livejournal
Nov. 23rd, 2016 06:13 pm (UTC)
ЕЩЕ ОДИН РАЗГОВОР У EGOVORU
User diejacobsleiter referenced to your post from ЕЩЕ ОДИН РАЗГОВОР У EGOVORU saying: [...] Перенесу сюда свой коммент [...]
dr_abadan
Nov. 23rd, 2016 08:09 pm (UTC)
Художник показывает в своих картинах взгляд "бога" на мир, тем самым прерывая человеческий повседневный "животный" взгляд на окружающее.
А не какие там "рубежи" и "идеалы"...
egovoru
Nov. 24th, 2016 01:10 am (UTC)
Взгляд бога на мир - это очень хорошая метафора, но она не объясняет того, почему одни художники нам нравятся, а другие - нет, и почему один художник одним из нас нравится, а другим - нет. А ведь часто бывает и так, что начинающий художник сначала никому не нравится, а через какое-то время все бегут на него смотреть ;)

Заменила картинку в посте на ту, что на самом деле имел в виду Мандельштам :)

Edited at 2016-11-24 04:26 pm (UTC)
(no subject) - dr_abadan - Nov. 24th, 2016 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 09:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_abadan - Nov. 30th, 2016 06:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 1st, 2016 12:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - dr_abadan - Dec. 5th, 2016 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 6th, 2016 01:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - dr_abadan - Dec. 6th, 2016 03:15 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
egovoru
Nov. 24th, 2016 01:48 am (UTC)
Третьяковка - авторитетное учреждение; то, что в нее попало, считается уже утвержденным искусством, каноном - то есть тем, чем положено восхищаться.

Меня же интересует ситуация начинающих художников: сначала они никому не нравятся, а потом одни становятся знаменитыми, а другие так и остаются никому не известными. Где здесь точка бифуркации? Кто или что определяет, по какому пути будут развиваться события?
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 02:02 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 05:46 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spaniel90100 - Sep. 30th, 2017 06:05 pm (UTC) - Expand
alex_new_york
Nov. 24th, 2016 02:17 am (UTC)
"В том случае, когда эта группа достаточно влиятельна в обществе, через некоторое время и другие обучаются видеть красоту в том, в чем видят ее они. А?"

Точно. Взять, к примеру, начало двадцатого века, авангард. Малоподготовленному зрителю может показаться, что у оценившей эту живопись влиятельной группы людей явно были какие-то ментальные проблемы. И ведь самое забавное - если посмотреть на то, что вскоре начало твориться с миром, то приходится согласиться: таки да, таки действительно были :)
egovoru
Nov. 24th, 2016 02:33 am (UTC)
Ну, а любовь к классицизму привела к якобинскому террору :(
(no subject) - alex_new_york - Nov. 24th, 2016 02:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - freesopher - Nov. 24th, 2016 04:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2016 01:47 pm (UTC) - Expand
nuk_naknok
Nov. 24th, 2016 04:31 am (UTC)
вопрос очень даже...
разрешим...:как только общество от принципа "спрос рождает предложение" перешло к принципу "предложение рождает спрос"...
сначала общество нуждалось в Художниках, а уже лет 20 каждый малеватель мнит себя художником...
egovoru
Nov. 24th, 2016 01:45 pm (UTC)
Re: вопрос очень даже...
"сначала общество нуждалось в Художниках, а уже лет 20 каждый малеватель мнит себя художником"

Вопрос в том, по какому критерию мы отличаем Художника от малевателя. Как думаете?
Re: вопрос очень даже... - nuk_naknok - Nov. 24th, 2016 01:58 pm (UTC) - Expand
Re: вопрос очень даже... - egovoru - Nov. 24th, 2016 02:02 pm (UTC) - Expand
Re: вопрос очень даже... - nuk_naknok - Nov. 24th, 2016 02:34 pm (UTC) - Expand
kostya_h
Nov. 26th, 2016 06:26 pm (UTC)
two cents
Я не думаю, что публика «доростает» до кого-либо, поскольку в задачи усреднённой публики вообще не входит данное действие — она берёт то, что дают, т.е. то, что утвердили в качестве восхищаемого кураторы, меценаты, критики и пр. люди, которым по роду деятельности положено оценивать попадающие в их руки работы, заодно выступая авторитетом. И, по-моему, никто никого не ведёт — это взаимный процесс. Куда кого вёл, например, Ван Гог, когда прозябал в нищете? Кстати, где бы был Бах, не обнаружь случайно его рукописи (к кому бы тогда дорастала публика: Генделю, Вивальди или Телеманну, которых истинные искусстволюбители считают вторым сортом)?
Кроме того, искусство — это же чисто субъективное. На мой взгляд, нет никакого «платоновского» Искусства, как хотелось бы некоторым здесь комментирующим. Кому и на что оно должно открывать глаза, какие смыслы постигать (сотни лет искусство перетирает одни и те же темы без очевидного результата, кроме, разумеется, самих худработ)? Не совсем понятно. Хотя...Понятно стремление людей идеализировать предмет поклонения.
Выскажу крамольную мысль: не потому ли зачастую начинают оценивать некоторых художников после смерти, что люди вообще живут ностальгически — 50-100-200 лет назад художник вон как мог наносить мазки, не то что нынешнее племя, которое только дизайнить умеет. Не произойдёт ли так, что через 100 лет будущие поколения также будут восторгаться тонкостью и игрой смыслов акций арт-группы «Война», как мы — Рембрандтом?
egovoru
Nov. 26th, 2016 06:57 pm (UTC)
Re: two cents
"нет никакого «платоновского» Искусства, как хотелось бы некоторым здесь комментирующим"

Признаюсь, что подспудная задача этого поста именно и была выявление подобного взгляда. Сама я тоже склоняюсь, пожалуй, к релятивизму, но несколько ограниченному: то есть, я думаю, что нам можно навязать в качестве прекрасного многое, но не все - у пластичности человеческой психики все же есть некие пределы. Но где именно они лежат, а приори мы вычислить не можем, они выясняются только экспериментальным путем.

"сотни лет искусство перетирает одни и те же темы без очевидного результата, кроме, разумеется, самих худработ"

Да, но ведь эти работы и есть главный результат, разве нет?

"через 100 лет будущие поколения также будут восторгаться тонкостью и игрой смыслов акций арт-группы «Война», как мы — Рембрандтом?"

Я что-то не знаю, что это за арт-группа, но думаю, что исключить этого нельзя, да. Меня во всем этом более всего занимает сама наша способность восторгаться искусством, не важно, каким именно :)
Re: two cents - kostya_h - Nov. 26th, 2016 07:20 pm (UTC) - Expand
Re: two cents - egovoru - Nov. 26th, 2016 07:37 pm (UTC) - Expand
Re: two cents - kostya_h - Nov. 26th, 2016 07:57 pm (UTC) - Expand
Re: two cents - egovoru - Nov. 26th, 2016 08:08 pm (UTC) - Expand
Re: two cents - kostya_h - Nov. 26th, 2016 08:17 pm (UTC) - Expand
Re: two cents - egovoru - Nov. 26th, 2016 11:13 pm (UTC) - Expand
Re: two cents - kostya_h - Nov. 27th, 2016 07:07 am (UTC) - Expand
Re: two cents - egovoru - Nov. 27th, 2016 01:34 pm (UTC) - Expand
Re: two cents - kostya_h - Nov. 27th, 2016 01:48 pm (UTC) - Expand
Re: two cents - egovoru - Nov. 27th, 2016 02:02 pm (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 28th, 2016 04:03 pm (UTC)
ПОГОВОРЮ У EGOVORU...
User fomasovetnik referenced to your post from ПОГОВОРЮ У EGOVORU... saying: [...] У досточтимой начинается разговор о публике и ее (или не ее) воздействии на искусство [...]
livejournal
Nov. 28th, 2016 04:03 pm (UTC)
ПОГОВОРЮ У EGOVORU...
User fomasovetnik referenced to your post from ПОГОВОРЮ У EGOVORU... saying: [...] Перенесу сюда свой коммент [...]
noname_rambler
Dec. 11th, 2016 12:03 pm (UTC)
Тут и вопроса то никакого нет, конечно же художник ведёт, на то он и художник (кстати — верный критерий отличия художника от дельца). "Ближайший круг заказчиков и поклонников" может думать, что ему угодно. А публика видеть красоту не обучается никогда. В лучшем случае будет с придыханием: "ах Моне...", я что такое Моне и чем он отличается от Мане...
egovoru
Dec. 11th, 2016 01:29 pm (UTC)
"А публика видеть красоту не обучается никогда"

Ну, я имею в виду внешние признаки - очереди на выставки и т.д. :)

Кроме того, я почитаю и себя частью публики. А Вы куда себя относите?
(no subject) - noname_rambler - Dec. 11th, 2016 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 11th, 2016 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Dec. 11th, 2016 04:38 pm (UTC) - Expand
spaniel90100
Sep. 30th, 2017 06:02 pm (UTC)
Мой ответ на вопросы качества искусства - здесь: https://spaniel90100.livejournal.com/27815.html

Edited at 2017-09-30 06:02 pm (UTC)
egovoru
Sep. 30th, 2017 07:42 pm (UTC)
Я согласна с Вами в том, что художника "делает" зритель - так, например, я не вижу смысла говорить как о "непризнанных гениях" о творцах, чьих произведений никто никогда не видел: раз не видел, то невозможно сказать, гений он или нет ;)

Но такое определение искусства - не исчерпывающее. Вот, скажем, тот же ЛЕФ отстаивал "литературу факта", что Быков квалифицирует как их гениальное предвидение и приводит в пример Нобелевскую премию Алексиевич. А, между тем, и сегодня многие не готовы считать подобные прооизведения искусством, хотя у них и есть немало читателей.
(no subject) - spaniel90100 - Sep. 30th, 2017 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 30th, 2017 08:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spaniel90100 - Sep. 30th, 2017 08:59 pm (UTC) - Expand
( 161 comments — Leave a comment )