?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Художник нам изобразил

Извечный вопрос о том, «ведет» ли художник публику за собой к новым эстетическим рубежам или, наоборот, «выражает» уже присущие ей идеалы, неразрешим еще и потому, что здесь нельзя рассматривать публику как монолит.


Всегда существует ближайший круг заказчиков и поклонников, которым кажется, что художник создал то, что они бы сами хотели, если б могли. В том случае, когда эта группа достаточно влиятельна в обществе, через некоторое время и другие обучаются видеть красоту в том, в чем видят ее они. А?


Клод Моне. Сирень на солнце (1872-1873). ГМИИ им. Пушкина.
Говорят, именно это полотно вдохновило Мандельштама на стих в заглавии

Posts from This Journal by “искусство” Tag

  • О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд

    После съезда деревенской бедноты в 1919 году в Зимнем дворце выяснилось, что его севрские вазы использованы в качестве уборных. А за два года до…

  • Он обнаружил в зеркале лицо

    Устройство художественных выставок – само по себе искусство. Удачный подбор и развешивание экспонатов способны создать целое, эффект которого…

  • Вспомните, как к берегам Австралии

    Распространение европейской цивилизации обычно сказывается весьма плачевно на традиционной культуре завоеванных земель. Но бывают и вселяющие…

Comments

alex_new_york
Nov. 27th, 2016 11:20 pm (UTC)
Мне кажется, что главная роль искусства - наполнить эстетическим содержанием окружающую нас реальность. Мы смотрим на цветок, слышим звуки гитары или просто идем по кривой старой европейской улочке, - и ощущения отзываются в нас множеством эстетических контекстов, культурно-эмоциональных смыслов, которыми нас в свое время наполнило искусство. Благодаря им окружающая реальность способна дотронуться до важных струн нашей души. Когда этого нет, возникает эстетический вакуум, вызывающий в нас депрессию и ощущение бессмысленности жизни.

С этой точки зрения современное искусство, выстраивающее систему эстетических смыслов вокруг современной жизни, выполняет важную психотерапевтическую роль, превращая эстетически травмирующее в эстетически притягательное.


egovoru
Nov. 28th, 2016 02:21 pm (UTC)
"превращая эстетически травмирующее в эстетически притягательное"

Мысль очень интересная, но, судя по числу посетителей в музеях современного искусства, справляется оно с этой задачей как-то не очень успешно :(
alex_new_york
Nov. 28th, 2016 06:07 pm (UTC)
В нашем нью-йоркском музее современного искусства много посетителей. В музее Metropilitan, конечно, еще больше, но это и понятно: Met - это четыре тысячи лет истории искусства, а современному искусству чуть больше века.

А как искусство справлялось с упомянутой ролью на протяжении истории - это отдельный вопрос. Думаю, что во все века справлялось хуже, чем хотелось бы
egovoru
Nov. 29th, 2016 12:11 am (UTC)
"В нашем нью-йоркском музее современного искусства много посетителей"

Если Вы имеете в виду MoMa, то его правильнее было бы называть "Музеем модернизма", потому что там ведь полно произведений первой половины 20-го века, воспринимающимися уже как классические: Дали, Пикассо и Ко - вот потому там и толпы народу :)

А "современное искусство" - это не "modern art", a "contemporary art". В нью-йоркском New Museum of Contemporary Art я никогда не была, да и, честно сказать, не тянет ;) Но в аналогичных музеях в других городах толп никогда не бывает.
alex_new_york
Nov. 29th, 2016 03:35 am (UTC)
Чтобы у Вас сложилось представление о глубине разделяющей нас эстетической пропасти, упомяну лишь что я дважды посещал музей современного искусства Dia:Beacon :) Очень немногие из побывавших там решаются на повторный визит :)
egovoru
Nov. 29th, 2016 04:17 am (UTC)
Да, видно, Вы и вправду крепкий орешек :)