?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Armagh_4Evangelists
Мы настолько привыкли к существованию не одного, а целых четырех канонических Евангелий, что как-то не задумываемся о том, насколько, вообще говоря, нетривиальна эта множественность. Конечно, вполне естественно, что устные предания о жизни Христа, циркулировавшие в разных христианских общинах, несколько различались – так всегда бывает с устными преданиями. Тем не менее, когда дело доходит до создания текста, составитель, как правило, просеивает имеющийся фольклорный материал и либо отбирает какую-то одну версию, как наиболее вероятную, либо синтезирует одну из многих.


То же предлагалось и в отношении Нового завета: среди отцов церкви был, например, Маркион Синопский, который настаивал, что истинной является только его версия Евангелия от Луки, а все остальные – от лукавого. И был некий Тациан, который сотворил из всех доступных ему версий единый связный текст, который и собирался канонизировать.

И, тем не менее, в конце концов был утвержден совсем другой вариант: четыре параллельных, частично противоречивых текста, излагающих одну и ту же историю – прием, впоследствии использованный Куросавой в знаменитом «Расемоне». Насколько я понимаю, среди религиозных текстов это случай беспрецедентный, и потому примечательный. Интересно, какими конкретно соображениями руководствовались те, кто настоял на этом? И, как бы то ни было, может быть, именно это уважение к индивидуальному мнению евангелистов сыграло потом свою роль в утверждении современного принципа свободы слова?..

Вот то, что для составления канона было отобрано именно четыре варианта, а не какое-нибудь другое хорошее число (например, три), кажется, можно приписать одному такому Иринею, епископу Лионскому. Он был родом грек, а уж греки известны своим пристрастием к числу четыре – со своими четырьмя стихиями, четырьмя темпераментами и проч. Четыре Евангелия, по Иринею – как четыре столпа трона Божия, для устойчивости.

А прилагаемая прелестная картинка – из рукописной дублинской Библии, о которой одно время думали, что она – руки самого Св. Патрика. Мне особенно нравится, что орел Иоанна тащит в когтях рыбу, и, следовательно, он на самом деле – скопа. Их в Ирландии вроде нет, но зато есть в Шотландии, где Св. Патрик по преданию родился.

Posts from This Journal by “религия” Tag

  • Я только говорю, что совесть – это нравственная категория

    Совесть – наш «встроенный прибор» для решения моральных проблем. Опыт, однако, показывает, что совесть говорит одному человеку – одно, а другому –…

  • И гудит малиновый звон

    Подобно Лапласу, я пока не нуждаюсь в этой гипотезе, но легко могу себе представить, откуда берется вера в бессмертие души: если не из страха…

  • Свободы сеятель пустынный

    Термин «свобода совести» кажется мне не слишком удачным, но более подходящее слово «свободомыслие» уже занято совсем другой концепцией. «Декларация…