egovoru (egovoru) wrote,
egovoru
egovoru

Categories:

Всегда всегда в глубине политик

Карл Ясперс придумал термин «oсевое время» для обозначения периода от 800 до 200 лет до н.э. Оно замечательно «совпадением по фазе» трех основных цивилизаций – Запада (который Ясперс начинает древним Междуречьем и Египтом и включает в него всех их преемников), Индии и Китая. Именно в это время и в этих культурах «человек достигает подлинного самосознания», плоды чего мы пожинаем и по сей день.


Единственное историческое явление, которому Ясперс придает тот же ранг, что и событиям oсевого времени – это зарождение новоевропейской науки (естествознания). Интересно, что опору на эксперимент он поминает только шестым пунктом в списке ее особенностей. Остальные сводятся к еще трем отличиям от натурфилософии греков: универсальность предмета, приципиальная незавершенность и стремление выявить всесторонние связи между явлениями.

Среди исторических предпосылок новой науки он называет библейскую религию: «Требуемая Богом истинность заставляет видеть в познании не игру, не благородное занятие для досуга, а серьезное дело, профессию, являющую собой самое важное для человека». Отсюда же и универсальность: весь мир – Божье творение, и потому весь заслуживает изучения – не то что у греков, разделявших мир на упорядоченный космос и «материю, непознаваемую и не стоящую познания». Наконец, там же Ясперс находит и истоки интеллектуальной честности ученого: «Подобно тому, как поиски Бога неизбежно связаны с мучительным отказом от иллюзий, так и подлинная воля исследователя является борением с собственными желаниями и ожиданиями».

В Китае авраамической религии не было, и наука там так и не появилась. Но ведь привычка искать истину в Книге должна была быстро стать тормозом, а не стимулом развития естествознания? В варварской Европе (и у арабов) торможение усиливалось «догоняющим» характером этих цивилизаций по отношению к греко-римской античности. Возможно, в Китае, где пределом интеллектуальных устремлений считалось знание древних текстов, это торможение было еще сильнее? Похоже, шанс у естествознания появился только тогда, когда человечество слегка пришло в себя от культурного шока, вызванного изобретением письменности :)


Ясперсова «упрощенная схема мировой истории» (отсюда). Заметьте, что Россию он считает прямой наследницей Византии, подвергнувшейся только косвенному влиянию европейской науки ;)

Обратите также внимание, что он видит будущее как «Единый мир человечества Земного шара», а ведь книжка-то написана еще в 1949 году! Правда, тогда прошло всего четыре года после создания ООН, и эта организация еще внушала надежду.

Tags: история, наука
Subscribe

Posts from This Journal “наука” Tag

  • Зачем так нежно обещала

    Нынче все чаще слышишь претензии: дескать, ученые обещали нам ответы на все вопросы, решение всех проблем, истину в последней инстанции на…

  • Инженеру хорошо, а доктору – лучше

    По мнению Ричарда Хэмминга, в потрясающей эффективности математики нет ничего удивительного: просто-напросто мы применяем ее только к объектам,…

  • Неизвестно, в чем причина

    Сегодня редакторы научных журналов презрительно морщатся, если итогом присланной на рецензию рукописи оказывается установление «простой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 193 comments