Первое представление о Византии я получила, увидев киевский Софийский собор, построенный константинопольскими мастерами. Конечно, позже его перестроили в соответствии с изменившимися вкусами, но гармоничная византийская основа все же легко в нем просматривается.
Бытует мнение о Византии как об империи мракобесия, сосредоточенной на придворных интригах. При этом как-то забывается, что ведь одной из причин итальянского Возрождения был приток византийских интеллектуалов, бежавших от османского нашествия: авторы вот этого исследования перечисляют много конкретных имен.
Когда Юстиниан прикрыл афинскую академию неоплатонизма, он не преследовал ученость, а боролся с язычеством. Нам ли, даже в середине 20-го века истреблявшим «буржуазную лженауку генетику», удивляться этому? Что же касается абсолютной нетерпимости христианства к каким бы то ни было другим вероучениям, то, говорят, она оказалась неожиданной даже для самого Константина Великого :(
Так что удивляться нужно другому: что византийские отцы Церкви все же сохраняли, переписывали и комментировали античные рукописи, несмотря на все идейные разногласия. А многие ли их потомки могут похвастаться такой широтой мысли?

(фото отсюда)