?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Обычно, говоря о мистицизме, имеют в виду нечто вроде веры в привидения. Но на самом деле у этого слова куда более широкий смысл.


Пытаясь ответить на главный вопрос «Что делать?», мы собираем показания наших органов чувств (и расширяющих их возможности приборов) и анализируем результат при помощи разума. Но некоторые из нас верят в существование какого-то более надежного пути, в возможность непосредственного соединения с источником знания. Вот это и есть склонность к мистицизму.

Сюда попадают все религии, поскольку они предполагают «прямой провод» с Богом (богами) посредством откровения. Но не только: самый знаменитый мистик, Платон, не нуждался ни в каком потустороннем посреднике для постижения сути вещей. Он полагал, что наша душа изначально знакома с идеями, поскольку пребывала в их мире до нашего рождения, так что истинное познание – это просто припоминание тех времен. А некоторые даже совсем не религиозные люди верят, что, если сейчас мы в своих действиях опираемся на науку, то в будущем у нас появится какой-то другой, более эффективный способ получения информации.

Происхождение мистицизма в этом смысле чрезвычайно меня занимает. Я понимаю, почему чувственное восприятие вызывает подозрение – оптические и прочие иллюзии были известны с глубокой древности. Но вот откуда берется уверенность, что существует более надежный путь?


Три стиха из Исхода (14:19-21) каждый содержат по 72 буквы, которые можно объединить по три, получив три ряда троек. Согласно Каббале, если перевернуть порядок букв в тройках среднего ряда, получишь 72 имени Б-га (фото отсюда, а каббалистическая мудрость отсюда)

Posts from This Journal by “quid est veritas” Tag

  • Так мало пройдено дорог

    Если логика – законы нашего мышления, то почему же мы совершаем логические ошибки? Понятно, на решение специально составленных задач с длинными…

  • Миры цвели и отцветали

    Знаменитая попперовская система трех миров на первый взгляд кажется довольно логичной: действительно, яблоко – это совсем не то же самое, что…

  • Что это только призрак субъективный

    Философская позиция солипсизма не слишком привлекательна: непонятно, что из нее следует в практическом смысле – а солипсисту ведь тоже надо…

Comments

egovoru
Feb. 18th, 2017 01:00 pm (UTC)
"Оно тоже выводит свои законы, в том числе и из аксиом, например, логических. А сколько открытий в науке совершено дедуктивно, на кончике пера?"

В том-то и дело, что никакое "совершенное на кончике пера" открытие не считается открытием, пока не пройдет экспериментальной проверки, как это было, например, с теорией относительности или сейчас происходит с теорией (гипотезой) суперструн: последняя именно что зависла в неопределенном статусе, потому что пока не придумали, как ее можно проверить в эксперименте с доступными нам энергиями :(

Логика в естествознании, конечно, используется, но в основном индуктивная (переход от частных фактов к обобщениям), а не дедуктивная, хотя, конечно, можно найти примеры и последнего.

"Мне кажется, понимание математики как инструмента описания, инструмента получения знаний продуктивнее"

Противопоставление инструмента и системы знания не кажется мне принципиальным; я согласна на инструмент. Но существенно, что и как инструмент, математика принципиально отличается от естествознания как инструмента.

Поскольку не только Вы, но и еще два других собеседника тоже независимо вышли на эту тему (отличие математики от естествознания), собираюсь написать об этом отдельный пост, чтобы потом можно было просто сослаться на него, когда этот вопрос возникнет снова :)